28 августа состоялся сбор труппы Российского академического Молодёжного театра. Буквально только-только отгремели Летние балетные сезоны, традиционно занимающие сцену РАМТа в июле и августе, а сам театр уже на протяжении двух недель в своём театральном дворе радовал зрителей спектаклями «Зобеида» и «Дни Савелия» (благо, погода вполне благоприятствовала этому). Но официальным стартом сезона стало последнее летнее воскресенье, собравшее весь коллектив театра в уютном зрительном зале.
Алексей Владимирович Бородин, художественный руководитель РАМТа, свою речь начал с поздравлений. Букеты вкупе со словами благодарности и любви под громкие овации получили юбиляры прошлого сезона (как отметившие круглые даты, так и отслужившие в театре не менее круглое и весомое количество лет), а также творческая семья, в которой недавно родился малыш.
После видеообращения Аллы Юрьевны Маниловой, заместителя Министра культуры РФ, и вручения благодарственных писем от министерства Бородин приступил к самом важному: ознакомлению присутствующих с планами на новый, 102-й сезон.
- Большая сцена
Первой премьерой сезона станет рок-баллада для подростков (а именно так определили жанр создатели) «Остров сокровищ». Режиссёр спектакля — Александр Коручеков, композитор — Дмитрий Волков, а в списке артистов я не нашла ни одного женского имени. В общем, будет настоящая и впечатляющая (судя даже по фотографиям) мужская история про пиратов. Премьерные показы состоятся уже 15, 16 и 24 сентября.
Сам Алексей Бородин продолжает работу над «Леопольдштадтом» по пьесе Тома Стоппарда. Конец XIX — начало (а потом и середина) XX века, еврейская семья в довоенной Вене — и те события, которые развивались вокруг неё как в Австрии, так и в мире вообще. Для сэра Стоппарда эта история стала очень личной (его бабушки и дедушки погибли в нацистских лагерях). Написанная в 2020 году пьеса получила огромное признание в Великобритании, а теперь её увидим и мы.
Алексей Золотовицкий представит своё видение романа Марины Степновой «Женщины Лазаря». Семейная сага о трёх женщинах и одном гениальном учёном, любви и нелюбви впервые трансформируется в пьесу.
Во второй половине сезона работу над своей постановкой на сцене РАМТа начнёт Николай Рощин (главный режиссёр Александринского театра). Какой материал он выберет, пока не определено (уже есть как минимум три варианта), но главная договорённость достигнута: Рощин и Бородин давно размышляли о сотрудничестве, и теперь оно состоится. «Мы остановимся на том, что и нам интересно, и ему интересно, и творчески интересно, и нужно театру, и нужно нашему зрителю».
- Малые пространства
Ещё одна постановка Марины Брусникиной пополнит репертуар РАМТа. Документальный спектакль-вербатим «Квартира» будет основан на рассказах актёров старшего поколения (собственно, именно «корифеи театра» и выйдут на сцену), через которые мы посмотрим на историю нашей страны (идея — Виктор Панченко). Всё зрительское пространство Маленькой сцены (лестница, гардероб, фойе и, конечно же, сами зал и сцена) превратятся в большую квартиру, к обитателям которой публика и придёт в гости.
Евгений Закиров репетирует спектакль «Вадик поёт свою музыку» по пьесе Полины Коротыч (место дислокации — тоже Маленькая сцена). Как и недавняя премьера «Пятиречие» (реж. Сергей Тонышев), эта постановка станет итогом лаборатории «Молодые режиссёры — детям».
Ещё две премьеры родились в рамках лаборатории, проведённой совместно с фестивалем «Уроки режиссуры». Это «Мим» по роману Лилли Таль (реж. Филипп Шкаев) — в Чёрной комнате, а также адресованный самым маленьким зрителям «Зверский детектив» по книгам Анны Старобинец (реж. Ирина Васильева) — на Маленькой сцене.
Завершив рассказ о творческих планах, Алексей Бородин передал микрофон директору театра — Софье Михайловне Апфельбаум.
От неё мы узнали, что состоится второй сезон проекта «ВСЛУХ» — театрализованных читок новых книг для детской аудитории (6-9 лет), проводимых в партнёрстве с независимыми издательствами и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Молодые режиссёры Юлия Беляева, Артём Устинов, Александр Золотовицкий и Ярослав Жевнеров «прочитают» книги «Большая маленькая девочка» Марии Баршадской, «Музыка моего дятла» Анны Анисимовой, «Коричневое утро» Франка Павлоффа и «Как Шлёп обиделся» Уильяма Стайга.
Несколько произведений, «прошедших» через читки в прошлом сезоне, уже стали полноценными спектаклями в других театрах. Хотелось бы, чтобы это превратилось в хорошую традицию.
Работает и программа поддержки региональных ТЮЗов. В её рамках будет объявлен набор в «Мастерскую инсценировки: большая литература для большой сцены». Режиссёр в тандеме с драматургом будет осуществлять инсценировку книги (важно, что литература — именно современная), в конце календарного года будут показаны эскизы постановок, рассчитанных на семейный просмотр, а итогом может стать выпуск спектакля большой формы.
В программу мастерской будут входить также семинары и образовательные мероприятия, доступные всем желающим онлайн.
Озвучила Софья Михайловна и гастрольные планы: РАМТ ждут в различных городах и на фестивалях (в частности стоит приготовиться зрителям Красноярска, Хабаровска, Костромы, Воронежа, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга).
Ещё один, казалось бы, не слишком глобальный, но, на самом деле, немаловажный момент: ведётся работа над сайтом театра. Его планируют осовременить, сохранив структуру и логику.
Здесь Алексей Бородин отпустил прессу — дальнейший разговор с труппой был исключительно «семейным» и не предназначенным для сторонних ушей. А уже через два дня, 30 августа, состоялся первый спектакль 102-го сезона: на Большой сцене давали «Сына» по пьесе Флориана Зеллера.
РАМТ — театр, спокойно и размеренно движущийся своим путём. Кажется, что его не затрагивают никакие невзгоды и перипетии, обрушившиеся на всех нас в последнее время.
Но это лишь иллюзия: просто и руководство театра, и весь его коллектив не забывают, что во главе всего должно стоять Творчество. Это чувствуют и зрители, уже более ста лет дарящие РАМТу свою любовь.
Удачи в новом сезоне!