Я, помнится, решила в этом сезоне ограничиться девятью сборами трупп (и настолько твёрдо стояла на своём, что часть театров даже жёстко «проигнорировала», отправив в них других страждущих прекрасного корреспондентов портала Musecube). Потому что, пусть мероприятия эти и весьма интересны, но довольно-таки сложно писать раз за разом примерно одно и то же, мучительно вслушиваясь в диктофонную запись. Однако судьба задумала посмеяться надо мной, добив число сборов до десяточки. Вроде, все уже собрались, да? Выдыхаю?..
Казалось бы, все московские театры уже открыли новый сезон, кое-где успели выпуститься первые премьеры, и жизнь бьёт ключом… Но «Современник» имеет давнюю традицию: сбор труппы здесь проходит 1 октября, в день рождения основателя и первого художественного руководителя театра Олега Николаевича Ефремова.
Вот и на сей раз в промозглый дождливый день на Патриарших прудах было празднично, душевно и тепло. Стартовал 67-й сезон «Современника»! Первая часть мероприятия (хотя по факту — вторая: утром коллектив театра, как всегда, успел посетить Новодевичье кладбище и возложить цветы на могилы Олега Ефремова и Галины Волчек) прошла в фойе: именно здесь разместилась выставка под названием «ОН 95». ОН — это, собственно, Олег Николаевич, и как раз 95 лет он отмечал бы сейчас.
Чёрно-белые цилиндры с фотографиями спектаклей и репетиций (а необычная форма «холста» делает эти архивные кадры совершенно живыми) напоминают нам о Ефремове — таком, какого его знали и любили в «Современнике».
Вспомнив об отце-основателе, коллектив «Современника» перешёл в зрительный зал. На сцене уже красовались декорации спектакля «Три товарища» в режиссуре Галины Волчек — по ещё одной традиции сезон стартует именно с этой постановки.
Как известно, после июльской отставки Виктора Рыжакова театр остался без художественного руководителя. Теперь его функции выполняет сформированный директором худсовет: Алёна Бабенко, Сергей Гирин, Светлана Иванова, Людмила Крылова, Полина Рашкина, Иван Стебунов, Александр Хованский и председатель Владислав Ветров.
Сложно сказать, насколько это решение оправдано и полезно для театра. Хотя был подобный опыт у «Современника» в 70-е — после того, как Ефремов ушёл во МХАТ, бразды правления приняла художественная коллегия. Впрочем, еле-еле пару лет так пережили, попав в глубокий кризис, и выбрали главным режиссёром Галину Волчек. Да и Театр им. Моссовета, будем честны, не так чтобы блистал в недавние времена триумвирата…
В любом случае, гораздо лучше, когда в такие переходные периоды театром руководят люди, являющиеся его плотью от плоти. Вряд ли свершится некая «культурная революция», зато и старое, проверенное годами, наработанное и обожаемое и зрителями, и коллективом «Современника», не будет утрачено.
Но оценить происходящее по достоинству мы сможем только в будущем, а пока давайте вернёмся на сбор труппы, где речь держал единолично (что понятно и логично) недавно назначенный директор театра Юрий Кравец.
Дабы определить фундамент, на котором будет базироваться жизнь «Современника» в течение всего года, Кравец напомнил присутствующим одну из мыслей Олега Ефремова, которую назвал «прививкой» от великого мастера: «Для меня театр — это содружество людей, живущих как бы на одном дыхании, исповедующих одни и те же идеи. Это несколько десятков сердец, бьющихся в унисон, несколько десятков умов, ищущих ответа на жизненные вопросы, которые волнуют каждого в отдельности».
Каким же поиском займётся «коллектив, который целиком — художник»? Планы на сезон смотрятся довольно глобально, и все названия вызывают определённый интерес (что главное), а озвучивание каждого из имён постановщиков неизменно сопровождалось дружной и громкой удивлённо-одобрительной реакцией зала.
Итак, уже идут репетиции спектакля «Август. Графство Осейдж» по пьесе Трейси Леттса (реж. Марат Гацалов). Постановка появится на Основной сцене до конца 2022 года — то есть, уже совсем скоро.
Продолжается и работа над спектаклем «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Режиссёр Елена Оленина презентует своё детище на Другой сцене в декабре.
Хорошая новость для юных театралов: обещают спектакль для всей семьи по сказке Андерсена «Огниво». Другую сцену предстоит осваивать постановщику Артёму Кузину. Сроки выпуска всё те же: до конца года (то бишь, есть немалый шанс посмотреть эту новинку во время новогодних праздников, что крайне актуально, если мы говорим о привлечении малолетней публики).
В мае 2023 года на Основной сцене должен выйти «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу (реж. Павел Сафонов).
«Мы вместе с художественным советом хотим, чтобы в этом сезоне, скажем так, опытные артисты театра «Современник» — все без исключения! — получили роли и сыграли все вместе в спектакле. — продолжил директор. — Спектакль будет называться „Из жизни ископаемых“», — эта фраза была встречена громким смехом, причём, особенно радовались те, кого причислили к «ископаемым» (здоровая самоирония — наше всё). Работа над пьесой Фредерика Строппеля доверена Алексею Золотовицкому («Ооооо!» — зрительный зал), премьера намечена на май-июнь, площадка — Другая сцена.
А следующие премьеры анонсированы уже на следующий сезон, хотя работа над ними начнётся в сезоне текущем. Осенью на Основной сцене появится спектакль по роману Анны Николаенко «Убить Бобрыкина». За постановку будет отвечать Гарик Сукачёв (если вдруг кто-то подзабыл, напомню, что Сукачёв профессионал — он имеет режиссёрское образование и соответствующий опыт, а сотрудничать с «Современником» ему предстоит не впервые).
Владимир Панков задумал спектакль сразу по нескольким произведениям Максима Горького (каким именно, пока держится в тайне). Репетиции начнутся весной, а премьера назначена на осень.
И во второй половине следующего сезона мы должны увидеть «Чудо святого Антония» по Метерлинку. Режиссёр — Александр Назаров («Ооооо! Сашка Назаров!» — снова зал).
«Почти месяц общались с режиссёром Данилом Чащиным. Было очень много предложений — много интересных, много нестандартных», — признался Юрий Кравец. Выбрали же вот что: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» по роману Хораса Маккоя. В конце нынешнего сезона начнутся репетиции, а выпуск задуман только на март 2024 года.
Попробуют подступиться к роману Наринэ Абгарян «Симон». Если материал поддастся, премьеру не придётся долго ждать.
Кирилл Вытоптов («Ах!» — опять зал) предложил уже несколько идей. Кравец надеется, что скоро итоговая пьеса будет определена, и режиссёру можно будет приступать к работе. «Я думаю, его все любят, все знают и хорошо к нему относятся», — резюмировал директор.
Имеется ещё ряд задумок, но пока они на стадии начальной договорённости и потому не озвучиваются публично. «Работы много. Главный наш приоритет был — чтобы труппа была максимально задействована в новых работах, в новых спектаклях, в новых премьерах», — порадовал свой коллектив Кравец (хорошо бы, руководство всех театров придерживалось такой точки зрения).
Затем директор поведал о запланированных спецпроектах.
Первый, наверное, главный из них — режиссёрская лаборатория «Хочу как О.Н.» Шестеро приглашённых режиссёров всю осень и зиму будут знакомиться с «Современником», его репертуаром и артистами, после чего получат выбранные руководством театра пьесы и в феврале начнут работать над эскизами спектаклей. Лучшие из этих работ превратятся в полноценные постановки «Современника».
Нас ждёт выставочный проект к юбилею одного из основателей театра — Игоря Кваши. Грядёт и юбилей актрисы Елены Миллиоти — руководство «Современника», пусть сама виновница торжества и не подозревала об этом, уже придумало, как отметить это событие.
Ещё из интересного: пилотный выпуск подкаста «Как я сюда попал? Современник в театре». Задуман цикл, в рамках которого артисты, сотрудники цехов театра и зрители расскажут, что их привело в сей храм Мельпомены.
Продолжит работу киноклуб Colosseum (Colosseum — Колизей; именно так некогда назывался кинотеатр, здание которого теперь занимает «Современник»). Ближайшие октябрьские показы будут посвящены, безусловно, О.Н. Ефремову.
К радости поклонников, никуда не денется и проект «Современник „Современника“», в рамках которого зрители из первых уст слышат истории людей, «чьи жизнь и творчество меняют реальность». Следующий на очереди — артист Юрий Стоянов.
Более того, проект расширит свои границы: Youtube-видеошоу под тем же названием продемонстрирует, как актёры проведут один день с представителем той профессии, которую они приобрели до посвящения себя искусству.
Наконец, к 110-летию драматурга Виктора Розова в августе 2023 года будет выпущен сборник его пьес.
Далее Кравец рассказал о гастролях (есть договорённости с Санкт-Петербургом и Ярославлем, ведётся диалог с Нальчиком), поздравил, как водится, недавних юбиляров, поприветствовал недавно влившихся в коллектив театра сотрудников, в том числе артистов стажёрской группы и ставших неразрывной частью труппы Ольгу Родину и Викторию Толстоганову.
Была озвучена новость, что Алёна Бабенко станет совмещать актёрскую стезю с должностью директора Фонда поддержки театра «Современник». Отдельного поздравления удостоился Владислав Ветров, получивший звание народного артиста России.
«Вот на этой весёлой, праздничной ноте давайте закончим сбор труппы. Впереди у нас репетиции спектакля „Три товарища“ — Галина Борисовна очень любила, чтобы этим спектаклем открывался сезон 1 октября, — подвёл итог Кравец. — Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»
И «Современник» отправился в свой 67-й сезон — пока ещё полный неопределённости, но явно заряженный на позитив. Именно театр позволяет нам пусть ненадолго, но спрятаться в ином мире в самые сложные времена. От всей души желаю «Современнику» согреть как можно больше душ!