Я, знаете ли, уже даже не пугаюсь, когда о каком-то музыкальном альбоме мыслю: ну, это ж совсем новая пластинка, буквально недавно вышла… А релиз, чтоб вы понимали, какого-нибудь 2002 года. У меня так со всей отечественной рок-музыкой 10-х годов случается, стандартно (потом я просто отошла от «НАШЕго» радио и его детищ, так что почти не в курсе, кто там что пел и издавал).
Ясное дело, что концепт-альбом «Эпидемии» под гордым названием «Эльфийская рукопись: Сказание на все времена» в моём представлении свежак наисвежайший. А он — ты гляди! — 15-летие отмечает. И не абы где, а в VK Stadium (Adrenaline Stadium в девичестве), куда мне добираться удобней, чем в родную кроватку из кухни. Обещаются специальные гости, феерическое шоу и всевсяческий праздник.
Вот как-то так:
Я взвесила все за и против и решила: да что там, тряхну стариной! Лет 20 назад я на рок-концерты моталась, как на работу. Такое пережила — хоть книгу пиши (ну, правда, из серии «В окружении панков и металлюг: исповедь правильной девочки»). Тем паче, тут всё самое любимое смешано и взболтано: рок и мюзиклы в одном флаконе. Надо ехать!
…о том, что «я стар, я очень стар, я суперстар», ваша покорная вспомнила уже на входе: когда узрела очередь из желающих впечатлиться «Эпидемией» со товарищи и осознала, что всю эту колбасу придётся отстоять. А я ж привыкла к комфорту, чтоб спокойненько проплыть в холл, скинуть тулуп, устроить променад по пространствам и помещениям, присесть в уголке и поразмышлять о превратностях жизни… И фигушки мне: стой вместе со всеми, мёрзни, превращайся в сугроб, страдай и предвкушай.
Я, конечно, чуток преувеличиваю: ума хватило явиться к клубу пораньше, потому мой путь в очереди оказался примерно вполовину короче нежели у тех, кто подоспел минут на 15-20 позже. И то я прошла через рамку металлоискателя почти через час после того, как заняла своё место в хвосте зрительской шеренги.
Но как же похорошела Москва при Собянине изменилась концертная публика за пару десятилетий!.. Помнится, стояли мы примерно так же в Зелёном театре Парка Горького — первый фестиваль «Пятница, 13-е» («Ария»!.. «Алиса»!.. «Король и Шут»! Лето 2001-го, если не изменяет склероз), почти сакральное мероприятие намечалось. «Примерно так же» — потому что, ясное дело, количество зрителей было ощутимо меньше. Но от их поведения реально хотелось помыться — сначала морально, а потом и физически. Ибо развесёлая забава «Плюнь на головы тех, кто впереди тебя» была настолько популярна, что ты через какое-то время после попадания под обстрел прекращала это гнилое дело — вытираться. Бесполезно ж.
Что особенно интересно, верблюдами себя ощущали не панки (потому я всегда с теплотой бужу в памяти концерты КиШа), а сторонники более «спокойных» рок-направлений. Особенно обильным слюноотделением страдали фанаты продвигающей в массы светлое и возвышенное группы «Пилот» — их я всегда боялась, они и в целом-то адекватностью не отличались… (Хотя вот абсолютно бесконечную очередь на «НАШЕствие» того же 2001 года я вспоминаю со счастливой детской улыбкой. Средоточие максимы «Один за всех, и все за одного», ей-ей. Так что из любого правила бывают исключения.)
А сейчас — всё чинно, благородно, с расшаркиваниями и взаимоуважением. Ни воплей, ни предусмотрительно пьяных рож (таковые появятся позже, уже в процессе концерта, чуть-чуть сделав происходящее похожим на былые разгуляи, но всё равно останутся милыми, белыми и пушистыми), кто-то временами отбегает в кафешку (благо, их там гора) за согревающим стаканчиком, кто-то воспитанно курит в стороночке, после чего возвращается на своё место (и, если прежде курил почти каждый первый, то теперь нас таковых — по пальцам пересчитать)… Институт благородных девиц, а не рок-концерт!
Толпа исключительно разношёрстна. Примерно треть — старпёры типа меня. Те, кто реально помнит рождение альбома и сейчас пришёл отметить его юбилей. На удивление мало совсем зелёной молодёжи (подозреваю в них мюзикломанов, приобщившихся к «Эпидемии» после походов на спектакли с Егоровым). Львиная доля публики — товарищи 25-30 лет, явно понимающие, куда и зачем они явились. Мужчин (о небеса!) больше, чем прекрасных дам (ну, половина — точно, я ж не считала по головам). Любой театрал при такой новости в обморок упадёт.
И вот спокойненько, без проблем, превратившись в сосульки, но продолжая улыбаться, мы вошли под своды VK Stadium. Таким, собственно, образом:
Ну, далее неинтересно: ещё примерно час пришлось шататься по внутренностям клуба, ожидая начала шоу. Никаких претензий: я ж не совсем идиотка, понимаю, что за мной ещё такой хвостина очереди был, что хоть в книгу каких-нибудь рекордов заноси. Если бывает иначе, и какие-то концерты в подобных условиях начинают более-менее вовремя — сообщите. Офигею.
…но вот, наконец, оно: знакомые звуки и те самые люди, ради которых мы все сюда приехали снежным субботним вечером.
Ещё капелька ностальгии. «Эпидемии» со мной не повезло: я познакомилась с этой группой в тот шаткий период, когда почти охладела к тяжеляку (и то я тяготела исключительно к группам и проектам, так или иначе связанных с «Арией»: «Мастер», «Маврик», «Артерия», Беркут, альбомы Маргариты Пушкиной, естественно, «Кипелов», вот это вот всё) и начала по макушечку погружаться в мюзиклы. Но как раз выпущенная «Эльфийская рукопись» стала разумным компромиссом: в ней же есть и старая, и новая любовь.
Я до сих пор дословно и до каждой ноты помню первую часть саги «Эпидемии». Это вообще один из знаковых для меня альбомов (не пугайтесь, тут я коробочку воспоминаний захлопну и не буду рассказывать, чем таким выпендрилась «Эльфийская рукопись»). Вторую пластинку я помню хуже, но кое-где подпою, у третьей опишу обложку — и хорош, а что касается четвёртой, то мне ещё придётся напрячь мозг, чтобы констатировать её существование (несколько раз когда-то прослушала и старательно храню на жёстком диске, а она лежит себе, кушать не просит). Более ничего из «Эпидемии» я… не знаю. Изменились приоритеты и вкусы, простите уж.
Но годы шли, я прогуляла юбилей изначальной «Рукописи» (планировала, планировала, да не выпланировала) — и молодец, что хотя бы «Сказание на все времена» поздравила своим присутствием в клубе. Потому что нежные чувства, испытываемые мной к первому диску, отчасти распространяются и на следующий за ним. И на концерте я была радостна и экзальтирована.
Но признаюсь честно (не бейте ногами) сюжет «Эльфийской рукописи» (я сейчас говорю про все 4 части) я никогда в жизни не могла не то, что запомнить. Понять. Все эти умирающие миры, драконы, рыцари и боги навевали мне мысли о детском садике (ну, ей-ей, более инфантильных историй я не знаю; но тут есть тонкость: терпеть ненавижу фэнтези). А кто на ком стоял, я не могла осознать, даже попытавшись законспектировать синопсис.
Перед походом на концерт я честно три раза прочитала краткое содержание «Сказания на все времена» (и, как отличница, дважды проглядела пересказ первой части, из которой ноги растут). Протёрла глаза. Почесала темя. Махнула рукой и решила смотреть и слушать, как есть.
Правильно сделала: всё же, нам показали не спектакль, а концерт с минимальными элементами театра, и можно было просто наслаждаться происходящим, не забивая свою прекрасную головку смыслами. А вот по пути домой я ещё раз перечитала статью в Википедии — и как всё поняла!..
В общем, я довольно урчу, чувствую себя мегамозгом и нежно поглаживаю значок, притащенный с концерта (тоже ведь знаковое явление — чтоб я что-то да покупала на стойке мерча, где такое видано?!).
Наверное, нужно уже о самом концерте что-то рассказать, да? Ну слушайте.
Как я уже предупредила, я — дама престарелая. Потому не стала соваться в первые ряды (хотя два десятка лет назад только так бы и поступила — оооо, я обладала сверхотточенным умением просачиваться к сцене сквозь любую толпу… правда, потом синяки неделями не сходили — и полученные от тех, кто не горел желанием меня пропускать к кумирам, и отбитые о край сцены, ибо сзади напирали и слэмили). Перед началом действа я пробежалась по залу и отметила наиболее выгодные точки для зрителя, который хочет иметь отличный обзор, но в толпу носа не сунет.
Ловите лайфхаки для танцпартера (остальные и без меня справятся): слева можно круто притулиться у заборчика, ограждающего вход в фан-зону. Там близко, атмосферно и не слишком людно. А мой фаворит — самый дальний край танцпартера, «камчатка». Встаёшь у стойки бара (и спина отдыхает, когда прислоняешься, ибо сидеть, коли ножки устали, можно только на полу, а из дверей дует — нам, старичкам, застужаться не след), смотришь вперёд — вот тебе и сцена (и, что характерно, видно куда лучше, чем если ты попробуешь в толпу вбуриться), смотришь вверх — экран, на который выводится концерт.
Погружение (для меня — точно) — на пять баллов. И звук шикарный. А это ж — именно то, что нам надо от подобных мероприятий, верно?
Так, беру себя в руки, о шоу вещаю уже. Ребят, ну… Это прям да. Прям оно. Тот самый рок в нашей дыре. Давно забытые ощущения. Глоток свежего воздуха и возможность хоть ненадолго ожить.
Да, кретинский сюжет (и пусть его). Да, я ржала конём, когда наблюдала их попытки в режиссуру (сейчас охренели люди, хорошо меня знающие и помнящие, что Ирину Николаевну вымораживает подобное использование предлога «в»; но, поймите: тут были именно они, попытки в режиссуру). Всё, что касалось театральной стороны действа (костюмы, актёрский отыгрыш, нечто, понимаемое тут как мизансценирование), балансировало на грани между комическим и чудовищным.
Но, ёлкин корень, какое кому до этого дело, если было всё остальное?! Божественный вокал (о, как я, оказывается, соскучилась по поющим так людям), музыканты-титаны, Та Самая Харизма, которая присуща только рок-исполнителям (и хоть что со мной делайте — не переубедите), энергетика, вжимающая в стену даже на противоположном конце зала… И единственно правильная концертная атмосфера — сумасшедшая, но наполненная любовью и какой-то необъяснимой общностью всех в этом глобальном клубе. Это невозможно объяснить, это надо прочувствовать.
Теперь, лицезрея Евгения Егорова в каком-то спектакле, я буду вспоминать иного его: обладающего властью творить с публикой практически что угодно. Как ни крути, а Егоров у нас уникален: кто ещё и фронтменом ультрапопулярной группы (и не абы какой, а пауэр-метальной) является, и в театре активно работает?
Про вокал Евгения даже писать не буду — тут и без сопливых все всё знают. И, да, это очень красиво. :)
Продолжим говорить о красоте. Преступно мало было Кирилла Гордеева! О нём напишу отдельно, ибо, всё же, случай не рядовой — мюзикловый артист в рок-тусовке (у нас обычно бывает наоборот же). Наконец-то баритон проник в теноровый мир хэви-метальных вокалистов. :) Ягодка ж для ушей!
Эх, не ту профессию выбрал Кирилл: он и с залом работает не хуже, чем прожжённые рокеры (а это важнейший момент! никто не умеет так взаимодействовать с публикой, как рок-музыканты… ну, и, видимо, Гордеев), и поёт так, как будто всю жизнь исключительно с подобной музыкой дело имел. Но есть и отличие. Даже просто бродя из одного угла сцены в другой, Гордеев делает это оправданно. Прочие мотаются туда-сюда в такт музыке (не стоять же на месте, как приклеенным, честное слово). Кирилл — в роли. И эта разница между ним и остальными людьми на сцене (даже Егоров в их числе, ибо здесь он был в первую очередь рокером, а не артистом театра… и почему нет в рамках данной концепции?) видна невооружённым взглядом.
Но, повторюсь, хочется ещё. Подобным микроскопом столь крохотные гвозди забивать нельзя. Впрочем… это моё, мюзикломанское мнение. Хэви-метальные поклонники могут вообще иное иметь.
Елена Минина — тоже персонаж мюзикловый. И рокерский. И вообще — шикарный. Жаль, и её немного. А как хороша!.. (Но если я ещё хоть раз в жизни увижу нечто столь же гомерически смешное, как сцена «унесения Алатиэли золотым драконом», стопудово, отброшу коньки. Минина ни при чём — она, вроде, сама удивилась происходящему, — а вот Денису Гуженко сцену б я простроила хоть минимально. Ну это же ж… Ни в какие ворота!)
Прочие — монстры. Их оценивать грешно. Понятно, Михаил Серышев — это что-то с моего персонального музыкального иконостаса. Он выходил на сцену — я в струнку вытягивалась. Артистище!
Но и все остальные — мечта любителя жанра. Правда, от Минатрикс мне бы хотелось большей музыкальности (нельзя пренебрегать мелодией, каким вокальным приёмом ты ни пользуйся). А вот Константину Румянцеву — мои воздушные поцелуйчики за долю позитива в нашем пафосе. Чудо чудное!
И вот они все поют, ввергают в восторг, вокруг ещё какое-то шоу (можно я промолчу про драки на мечах, а?..), красивые картинки на экранах, обалденный световой дизайн… А ты просто счастлива, что находишься в этот вечер здесь.
Потому что рок-концерт (да ещё в исполнении подобных мастеров) — это то, что невероятно глупо рецензировать (не стоило мне и начинать, да?). Это необходимо проживать.
И плевать на какие-то там сценарные проблемы, на странную (скажем точнее: отсутствующую, а где имеющуюся, то зря) режиссуру, на приключения, сопровождающие процесс входа в клуб… Тебе просто хорошо. И подобного ты не испытаешь больше нигде — ну, кроме следующего концерта.
…я срулила домой в начале второго отделения — того, где обещались хиты «Эпидемии». Прослушала (и проорала, не скрою) «Пройди свой путь» — и поскакала в гардероб. Причина была простая (и не только желание забрать пальто, не стоя в очередной очереди, не подумайте): сохранить те ощущения, которые жили в душе после «Эльфийской рукописи», не пытаясь погрузиться в неведомые мне песни (вы ж помните, да, что репертуар «Эпидемии», окромя четырёх концепт-альбомов, мне незнаком?).
И сейчас я купаюсь в воспоминаниях не только о концерте, но и о самой себе многолетней давности (вот и простыню такую на эмоциях накатала — оценили?). Вернуться, что ли в рок? Он меня, оказывается, лечит.
А нам, бабулькам, всё можно. Хоть «козу» на спектаклях в Большом кидать, хоть на «Эпидемии» посреди танцпартера чай пить, отставляя мизинчик. Так и буду поступать, пожалуй.
PS. Торвальд жив!
Немного фотографий — чисто для атмосферы. На сей раз я решила побыть обычным зрителем, а не этим вашим журналистом (ибо фотографировать концерты — особое умение, которому мне ещё учиться и учиться, а писать для СМИ о том, что я знаю плохо — в смысле, творчество «Эпидемии», — некомильфо), так что ловите телефонные шедевры издалека (и местами с разных точек зала). Душевно же, ну!