Пермский театр «У моста» с завидной регулярностью приезжает на гастроли в Москву. И наконец-то я совпала с ним графиком и смогла посмотреть спектакль «Женитьба. Фантасмагория» по Гоголю (а я, кажется, уже коллекционирую разные «Женитьбы»), который отпремьерился аж в 1992 году! Пермяки снова посетили столицу, постановка давалась в (как тематично-то!) Театре Гоголя, а я на сей раз — в зрительном зале. И худрук театра «У моста» (он же, конечно, постановщик и сценограф «Женитьбы») Сергей Федотов отмечает: нам показывают наиклассичнейшую классику, Николая Васильевича в его истинном виде. Так что — готовьтесь и созерцайте.
К слову, с созерцанием как раз могут возникнуть проблемы: Сергей Федотов очень своеобразно понимает сценический свет. В его версии это, скорей, сценическая темнота, выкрашенная оранжевым колером. Не знаю, насколько комфортно работать на сцене артистам, понимающим, что ряда эдак после пятого их лица не видит никто от слова совсем — лишь тени и профили. Но моё личное зрение спасовало: у меня куриная слепота, и я не вижу в сумерках абсолютно ничего (тут повезло: смотрела в видоискатель фотоаппарата с завидной периодичностью, потому было проще). Если вас не миновала подобная проблема (или коли вы жаждете в деталях видеть выражения лиц артистов, имея даже ястребиное зрение), то захватите с собой бинокль.
Спектакль же — да, полновесный Гоголь. Фирменной «федотовской мистики» в нём, казалось бы, чуть: тот самый световой дизайн — да временами открывающиеся в самый неожиданный момент ящики стола (пару раз сей приём впечатлял, а потом приелся). А всё одно, как ни крути, перед нами — «Женитьба. Фантасмагория».
И мы видим ту самую комедию, которую многие из нас знают с детства: некто Кочкарёв жаждет женить своего друга, Подколёсина (и тут чётко видно: сам Кочкарёв явно был сосватан не слишком удачно, так почему он один должен страдать? Пусть и друг прочувствует все «блага» женитьбы на своей шкуре!). Агафья Тихоновна Купердягина (и тут она действительно «в теле», как отмечается в тексте пьесы — в общем, прелестнейшая девица в полном соке… и с явным «пермяцким» акцентом, что добавляет в происходящее дополнительный шик) не то чтобы стремится выйти замуж — но надо, надо, годы-то бегут… И шикарная сваха Фёкла Ивановна зовёт женихов (и в версии Федотова они все фееричны, за что — мой поклон), но Кочкарёв чётенько идёт к своей цели — и, казалось бы, преуспевает, но… А финал пьесы мы все знаем (а тем, кто внезапно прошёл мимо этого произведения, мои поздравления: интересней развязка будет).
Только всё это — в полутьме, играется буквально на двух точках, справа и слева (при максимально подробных и детальных декорациях, замечу, толком не используемых, но создающих нужную атмосферу)… Однако это — ни разу не минусы. «Женитьба. Фантасмагория» творит свой собственный мир, в который как погружает публику, так и не отпускает до финала.
«Бытовой» Гоголь сплавляется с Гоголем мистическим — и вполне житейский сюжет, не трансформируясь каким-либо образом, получает «инородный» подтекст — и вся картинка играет и впечатляет зал.
Но самое главное — существуя более 30 лет (Федотов говорит — 35, сайт театра утверждает — 32; но докапываться не будем — мало ли, что там было до официального рождения «У моста»), «Женитьба. Фантасмагория» смотрится стопроцентно современно. И это впечатляет!
Резюме: постановка театра «У моста» — интересное и, при всей своей традиционности, довольно оригинальное прочтение пьесы Гоголя. Мне было приятно погружаться в него (даже несмотря на то, что фотографирующая я решила внимать спектаклю стоя, дабы никому не мешать; а тут моё восприятие становится особенно важным фактором, ибо обычно я ною и рыдаю, растирая уставшие ноги, а тут с удовольствием проторчала у стены оба акта).
Так что, коли привезут ещё, приходите. Режиссёр — молодец. Артисты — крутейшие. Ну, и пьеса, сами понимаете, не последняя. Всё сложилось, всё срослось, всё играет. А что нам, театралам, ещё надо, право?