Повесть «Драма на охоте» относится к раннему творчеству Чехова — Антон Павлович написал её в 24 года, а позже не включал «Драму…» в свои собрания сочинений и в принципе не возвращался более к опробованному тогда жанру детектива, видимо, считая его недостаточно глубоким и заслуживающим внимания. Тем не менее, повесть обрела довольно широкую известность (сильнее всего поспособствовал этому, стоит полагать, фильм «Мой ласковый и нежный зверь», снятый в 1978-м режиссёром Эмилем Лотяну) и нередко ставится в театрах.
Вот и Андрей Житинкин на сцене Малого театра представил свою версию прочтения повести Чехова, озаглавив её «Мой нежный зверь». Сюжет знакомый: бывший судебный следователь Иван Петрович Камышев (Андрей Чернышов) приходит к редактору некоей газеты (народный артист России Валерий Афанасьев) и просит ознакомиться с рукописью: мол, дел нынче никаких, хочется подзаработать. Редактор, поколебавшись, начинает читать и погружается в бытие усадьбы развесёлого и не слишком умного гуляки графа Карнеева (народный артист России Александр Вершинин).
Вот в усадьбу приезжает долгожданный гость — Сергей Петрович (в нём и редактор, и зрители сразу признают самого «автора», Камышева). Веселье, водка, разговоры о местных красавицах… Вот Сергей Петрович знакомится с дочерью безумного лесничего, юной Оленькой (Варвара Шаталова). Вот гость, восхищённый красотой и чистотой девушки, теряет голову — но внезапно узнаёт, что Ольга планирует выйти замуж за графского управляющего, Урбенина (народный артист России Александр Клюквин). И неважно, что муж будет старше на 30 лет, зато он обеспечит Оленьке положение в обществе — и, вообще, любит её, а это немаловажно.
И вот уже свадьба, а потом — всё, как задумал Чехов. Превращение Ольги из ангела в павшую, но вполне довольную своим положением женщину, достигающую своей цели, не взирая ни на кого и ни на что. Горе отверженного доктора Щура (Александр Волков), ибо его любимая, Надя (заслуженная артистка России Варвара Андреева), подстрекаемая собственным отцом (заслуженный артист России Пётр Складчиков), жёстко отказывает ему и планирует стать женой графа. Но, оказывается, это невозможно, ибо хитроумный Пшехоцкий (народный артист России Валерий Бабятинский) и его сестрица Созя (заслуженная артистка России Екатерина Базарова) давненько обстряпали собственное дельце…
А в итоге — убийство на охоте Оленьки, которое начинает, в соответствии со своей должностью, расследовать Сергей Петрович. Обвинён обманутый муж, Урбенин, поскольку ненадолго пришедшая в сознание жертва не назвала имя убийцы, а управляющий весьма кстати оказался на месте преступления. Истинного же виновника вычисляет редактор и прямо говорит в лицо Камышеву, что он и обагрил руки в крови Ольги (стоит заметить, что Житинкин делает Ивана/Сергея Петровича чуть более человечным, оставляя невольного свидетеля, одноглазого Кузьму, в живых, — в книге Камышев убивает и его).
Очень чеховский, очень грамотно психологически выстроенный спектакль, каждый персонаж которого — объёмный, настоящий человек, стремления и мечты которого вполне понятны и объяснимы (даже если они абсолютно не соответствуют жизненным установкам конкретного зрителя). Из всей компании персонажей к положительным (ну, за исключением слуг, которые сугубо нейтральны, и отца Ольги, старого лесничего, потому как он давно лишился разума) можно отнести, пожалуй, двоих. И то, безоговорочно — только доктора Щура (проникновенно исполненного Александром Волковым), ибо мотивы несчастной Нади Калининой можно счесть не безукоризненно чистыми.
Даже главная жертва всей истории — пожилой алкоголик Урбенин, на своё горе всей душой полюбивший Оленьку (невероятная, мощная, трагическая работа Александра Клюквина), — прекрасно понимает, что выходит девушка за него отнюдь не из-за высоких чувств, а потому, по сути, покупает себе невесту. Урбенин, будем честны, тоже убит Камышевым (никаких сомнений, что он, действительно, умер во время этапа на каторгу), хотя как раз этот факт нашего героя не особо тревожит. У Житинкина Иван Петрович чувствует на себе лишь один грех: убийство любимой женщины. И это даже не раскаяние — скорей, злость на судьбу, поставившую его в тупик.
А Ольга же — на самом деле тот нежный зверь, который и раскрутил всю цепь трагических событий. Варвара Шаталова мастерски демонстрирует постепенное раскрытие хищнической сути этой, трепетной и хрупкой поначалу и такой безжалостной, познавшей цену всего в этой жизни в финале, героини. Конечно, Оля Урбенина своими руками вымостила дорогу к собственной смерти — и не подумайте, что я занимаюсь виктимблеймингом, ибо мы с вами рассуждаем о конкретной театральной постановке, а не о каком-то реальном событии, освещаемом в новостях. Житинкин чётко показывает, что гибель Оленьки — результат её игр с мужчинами и попыток найти место в жизни потеплее.
При этом режиссёр нисколько не обеляет Камышева — напротив, он крупными мазками рисует эгоцентричность и эдакую инфантильность персонажа (которые Андрей Чернышов воплощает филиграннейшим образом), привыкшего получать то, чего возжелал, а потому не сумевшего пережить даже не измену (сколько их было уже?) — унижение от возлюбленной. Иван Петрович убил не только любимую, но и себя самого. И его физическое разрушение, немощь и болезнь являются отражением гибели душевной.
Мораль проста: нельзя играть с чувствами людей. Людей, любящих тебя. Людей, тебе доверяющих. Тем более, что расплата может оказаться суровой…
Спектакль невероятно красив: художник Андрей Шаров довольно лаконично обставляет как гостиную в усадьбе графа Карнеева, так и квартиру Камышева, но создаёт чудеснейший «заоконный» мир — как мы потом осознаём, ту самую лесную поляну с ярко-голубым озером, на которой и случается драма на охоте, и которая неотвязным роком преследует героев повествования. Зрелище — волшебное.
Будет и живая музыка в исполнении перевоплотившихся в разудалых цыган солистов оркестра Малого театра заслуженного работника культуры России Михаила Иванова и Александра Иванова, а также великолепно вокализирующей Аксинии Пустыльниковой.
Впрочем, где, как не в Малом, смотреть настоящего Чехова — такого, каким мы его и представляем? Прекрасная режиссура, отменные актёрские работы, точное и глубокое прочтение классического материала, уместный юмор, искренний трагизм, эстетическое наслаждение от «картинки» — это всё сюда.
Приводите своих подростков и родителей, приходите сами — и пусть сверкающее лесное озеро, разлившееся на сцене Малого, сделает ваши души чище.
Материал подготовлен по аккредитации и для портала Musecube.