Наконец-то театральный сезон можно считать окончательно завершённым — более не предвидится никаких премьер (по крайней мере, тех, на которые могла бы заглянуть я), и можно спокойно ждать сентября. А пока мне хочется вспомнить спектакли, оставившие за прошедший творческий год наиболее мощный след в моей душе. Здесь я о них ещё раз коротенечко и расскажу.

Смотрите: постановки на этой странице расположены в хронологическом порядке. Никакого распределения мест, никакого ранжирования. Всё, о чём я тут говорю, как минимум, для меня интересно, как максимум — навеки поселилось в сердечке.

Если некоего спектакля в длинном перечне «лучшего» нет, варианта два: я или просто не смотрела его (тут поможет поиск по сайту: коли я постановку не посещала, то, что логично, о ней и не писала), или… Ну да, или сие творение по какой-то причине достойным хит-парада не посчитала. Прошу понять и простить.

И, надеюсь, кому-то данное «резюме сезона» поможет определиться, в какой из театров купить билеты. Если хотите почитать о чём-то подробнее — просто тыкайте на название спектакля и переходите по ссылке на рецензию.


«Остров сокровищ» (РАМТ)

Премьера: 15 сентября 2022 года
Режиссёр: Александр Коручеков

Что: спектакль про приключения, дружбу, взаимопомощь и милейших пиратов. Тот самый «Остров сокровищ», о котором писал Стивенсон: страшноватый, но привлекательный.
Кому: для мальчишек всех возрастов — от подростков до пенсионеров (не просто так на сайте театра стоит маркировка 12+). Девчонки и без моего совета сходят в РАМТ — они ж куда большие театралки, нежели представители сильного пола.
Нужно ли смотреть: обязательно! Это однозначно шедевр!


«Мим» (РАМТ)

Премьера: 24 сентября 2022 года
Режиссёр: Филипп Шкаев

Что: средневековый ужастик о том, что происходит у нас с вами за окном. Но не забывайте: все совпадения, как нас предупреждают в начале, случайны!
Кому: абсолютно всем, кто обожает смелый сегодняшний театр, где каждый из артистов — с горящими глазами и сердцем.
Нужно ли смотреть: «Мим» — моя нежнейшая, сильнейшая любовь. Об этой постановке я говорю исключительно с придыханием и используя только превосходные степени. Чувствуете необходимость похохотать сквозь страх и обо многом подумать по пути домой — вам в РАМТ.
PS. Только что театр написал, что из-за проблем с авторскими правами скоро показы спектакля будут прекращены. Я — в печали, а вы ещё можете успеть увидеть «Мима»! Но учтите — билеты и раньше разлетались, как горячие пирожки, а теперь-то — и подавно.


«ШЕКСПИРГАМЛЕТ» (Театр Моссовета)

Премьера: 1 октября 2022 года
Режиссёр: Евгений Марчелли

Что: абсолютно внезапный взгляд на Гамлета в фирменном стиле Марчелли.
Кому: тем, кто обожает классику в нетрадиционной подаче. Если жаждете оценить новизну взгляда, сравнить сию постановку с другими, поразмышлять об уместности постановочных фишек и ходов — ну, и отругать или похвалить в итоге, то вам сюда.
Нужно ли смотреть: скажу осторожно: по желанию. Не факт, далеко не факт, что и вы проникнетесь. Но из всех постановок Евгения Марчелли в «Моссовете» эта — единственная, которая не только не вызвала у меня вопросов, но и вообще всецело полюбилась. Настолько, что я даже не раздумывала, включая «ШЕКСПИРГАМЛЕТа» в хит-парад.


«Турдейская Манон Леско» (Театр Камбуровой)

Премьера: 8 октября 2022 года
Режиссёр: Денис Сорокотягин

Что: трогательное — о несложившейся любви (которая не факт, что и любовью-то была).
Кому: эта история создана мужчинами — но для женщин.
Нужно ли смотреть: безусловно — если любите красивый, тонкий театр.


«Рыцарь. Моцарт. Пир» (Мастерская Петра Фоменко)

Премьера: 12 октября 2022 года
Режиссёр: Фёдор Малышев

Что: «Маленькие трагедии» Пушкина, прочитанные с интонациями XXI века.
Кому: вот уж универсальная постановка — хоть школьников веди, хоть светских львиц.
Нужно ли смотреть: рекомендую — экспириенс совершенно особенный.


«Леонардо» («Модерн»)

Премьера: 17 октября 2022 года
Режиссёр: Юрий Грымов

Что: размышления о жизни и сущности Того Самого Гения. И кто осмелится заявить, что спектакли «Модерна» — не явления в театральном мире?
Кому: поклонники Дмитрия Бозина и так уже посмотрели «Леонардо» раз сто, им рекомендаций давать не нужно. А вообще, стиль Грымова, несмотря на всю его индивидуальность, имеет редчайшее свойство: он близок практически всем.
Нужно ли смотреть: ну, во-первых, это модно (и я не сарказмирую — тут я от всей души радуюсь за «Модерн»). Коли вы жаждете быть зрителем в тренде — приобщайтесь. Во-вторых, это действительно сильно. И на объективные минусы инсценировки вы, ручаюсь, в принципе не обратите внимания. Вы ж не этот… не критик, а адекватный человек.


«Le prince André. Князь Андрей Болконский» (Театр Рыбникова)

Премьера: 21 октября 2022 года
Режиссёр: Алексей Рыбников

Что: очередная попытка перенести роман Толстого на театральную сцену — и, на мой взгляд, вполне удачная.  Ах да — это ещё и опера. Современная, приятная уху и понятная любому зрителю — даже если он в принципе с жанром не знаком.
Кому: всем поклонникам музыкального театра — по умолчанию. Любителям отечественной классики — стопроцентно. А вот фанатам оперы «традиционной» рекомендую быть осторожнее: рискуете местами огорчаться вокалу.
Нужно ли смотреть: слушайте, у меня есть куча знакомых, которые «Князя Андрея» не приняли от слова вообще и искренне считают данный спектакль одним из главных кошмаров своей жизни (к слову, с вышеупомянутым «ШЕКСПИРГАМЛЕТом» ровно та же история). А со мной получилось иначе: опера-драма Рыбникова — один из моих музыкальнотеатральных фаворитов пары последних сезонов. Потому проверяйте сами, как оно вам зайдёт. Я же, коли сложится, с удовольствием посмотрю спектакль повторно.


«Аскет» («Практика»)

Премьера: 19 ноября 2022 года
Режиссёр: Юрий Квятковский

Что: документальная электроакустическая опера про академика Сахарова, взрывающая мозг и сердце.
Кому: искренне считаю, что «Аскета» должен увидеть и услышать каждый. Это бомба (как я каламбурю, а)! И не имеет значения, «по драме» вы или ходите исключительно на мюзиклы и прочее музыкальное. Такое вы вряд ли когда-либо созерцали (и слыхали).
Нужно ли смотреть: не устану повторять — необходимо! Потом вместе будем думать, как сдержать бег Часов Судного дня…


«Комедия двенадцатой ночи» (Театр на Бронной)

Премьера: 27 ноября 2022 года
Режиссёр: Олег Долин

Что: «просто» нереально смешной Шекспир в стиле дель арте.
Кому: да всем и каждому.
Нужно ли смотреть: друзья мои, не так уж и много у нас возможностей от души похохотать. И вот он вам — истинный праздник жизни! Идите — и не рассуждайте!


«Василий Тёркин» (Театр сатиры)

Премьера: 29 ноября 2022 года (восстановленная версия)
Режиссёр: Андрей Крупник; Альберт Хасиев (восстановленная версия)

Что: крайне стильный и правильный Твардовский. Забавно, мило, пугающе, правдиво — и, опять же, современно.
Кому: всем — от школьников до аксакалов.
Нужно ли смотреть: да! Сейчас масса спектаклей о войне, только вот таких, созданных по «сегодняшним правилам», но с той сердечностью, которая присутствовала, скажем, в старых чёрно-белых фильмах, единицы. Эта постановка, что характерно, рождалась не «на злобу дня» — она была перенесена ещё из Театра Джигарханяна, где отпремьерилась в 2019 году. Ну, по ней оно и видно — и это замечательно.


«Щелкунчик и Мышиный король» (Театр сатиры)

Премьера: 3 декабря 2022 года
Режиссёр: Михаил Плутахин

Что: малышковая сказка с новыми деталями, капелькой современности, кукольным театром и интерактивом.
Кому: для дошколят и, возможно, учеников 1-2 класса.
Нужно ли смотреть: а моё мнение тут неважно. Целевая аудитория (в  смысле, мой на тот момент четырёхлетний, а теперь уже повзрослевший на год наследник), уже изрядно походивший по театрам, настаивает, что этот «Щелкунчик» — его любимый спектакль. Кто я такая, чтобы с ним спорить? Впрочем, не переживайте: постановка на самом деле милейшая, добрая, красивая и забавная. Только предупредите малышей заранее, что Мышиного короля бояться не надо — ибо он реально может вызвать дрожь и трепет. Но дети его победят, ура!


«Нянины сказки» (Театр Камбуровой)

Премьера: 3 декабря 2022 года
Режиссёр: Гульназ Балпеисова

Что: абсолютно сумасшедшее погружение в сказки Пушкина (и немного Андерсена).
Кому: как по мне — каждому первому. Но если вы опасаетесь не принять эдакое мощное хулиганство, развлекающее и пугающее одновременно, то не рискуйте.
Нужно ли смотреть: очень рекомендую! Это ж так красиво! Так умно! Так нестандартно! Так круто! Ну, и Елена Антоновна Камбурова в главной роли.


«Полярная болезнь» (МХТ Чехова)

Премьера: 3 декабря 2022 года
Режиссёр: Марина Брусникина

Что: рассказ о женской силе и мужской слабости, возвращающий нас в лихие 90-е.
Кому: видела своими глазами, что мужской половине публики смотреть сложно, неприятно и… непонятно. Но, наверное, нужно. А вот дамы проникаются постановкой всецело.
Нужно ли смотреть: полезно — дабы не забывать, что и из ситуации, которая кажется безвыходной, можно выкарабкаться победительницей. На крайняк, помогут духи севера. Один из наиболее «моих» спектаклей.


«Генерал и его семья» (Театр Вахтангова)

Премьера: 9 декабря 2022 года
Режиссёр: Светлана Землякова

Что: бытие одного простого семейства в одной непростой стране.
Кому: всем тем, кто согласен, что семья — главная ценность человека.
Нужно ли смотреть: в обязательном порядке! «Генерал и его семья» — одно из самых громких и важных событий сезона. Только учтите, что спектакль длится почти 4 часа, и если вы точно знаете, что столько времени в зале не просидите, то лучше выбирайте иную постановку.


«Когти в печень (никто не вечен)» («Практика»)

Премьера: 11 декабря 2022 года
Режиссёр: Сергей Карабань

Что: «10 негритят» отечественного разлива — да ещё и с долей мистики и аниме.
Кому: всем от 18 до 30 лет. Более младшим нельзя — постановка маркирована 18+. Более старшие похихикают и над проблематикой постановки, не проникнувшись ей, и над юношеским пафосом, с которым подан спектакль. А что поделать — возраст у нас такой, скептицизм отрастает, сарказм созревает… Так что лучше в другие театры пойти. А молодёжи — самое оно погрузиться в тайны 13-го интерната.
Нужно ли смотреть: коли вы — из «зумеров» и лояльны к сниженной лексике — безусловно. Важно вот что: изначально я отнеслась к данному спектаклю довольно… снисходительно. Сочла его чем-то проходным, средненьким. А вот сейчас, составляя хит-парад, однозначно включила в него «Когти в печень». Ибо по прошествии времени впечатления, на удивление, стали ярче, и о постановке я вспоминаю с теплотой и уважением.


«Зверский детектив» (РАМТ)

Премьера: 16 декабря 2022 года
Режиссёр: Ирина Васильева

Что: те самые детективы-звери из книг Анны Старобинец. Смешно, умно, феерично — причём, как в плане текста, так и с точки зрения режиссуры.
Кому: на сайте театра написано: «6+». Ну… не уверена. Я б лет с 9-10 сюда детей водила (иначе ряд деталей будет не понят). А вот верхней возрастной планки не существует — взрослые получают от постановки, быть может, даже большее удовольствие. Так что, коли вы наследниками ещё не обзавелись, даже не сомневайтесь: ведите сюда себя лично.
Нужно ли смотреть: конечно! Какие могут быть вопросы?


«Подсвечник» («Сфера»)

Премьера: 18 декабря 2022 года
Режиссёр: Александр Коршунов

Что: старая добрая французская комедия о любви в уникальном пространстве «Сферы».
Кому: всем-всем-всем! И это я готова писать об абсолютно любом спектакле данного театра.
Нужно ли смотреть: устали от тяжких будней? Жаждете расслабиться и похихикать? Тогда вам нужен «Подсвечник»! «Сфера» умеет мастерски рвать душу — но не менее искренне она и веселит.


«Самоубийца» (Театр Вахтангова)

Премьера: 20 декабря 2022 года
Режиссёр: Павел Сафонов

Что: комедия-феерия с горьким финалом. И, да, я помню, что обещала не ранжировать спектакли в своём хит-параде. Но тут сделаю исключение: «Самоубийца» — мой N1 в завершившемся сезоне.
Кому: любителям поржать (да-да, на полном серьёзе — поржать, от души и во весь голос). А потом — подумать на серьёзные темы.
Нужно ли смотреть: вот уже более полугода в ответ на просьбу посоветовать какую-нибудь хорошую постановку, я первым делом называю «Самоубийцу». И тут не изменю традиции.


«Прощай, любимая!» (Театр Моссовета)

Премьера: 20 декабря 2022 года
Режиссёр: Сергей Аронин

Что: музыкальная история о себе в Москве и о Москве в себе. Ах да, и о любви, конечно.
Кому: молодёжи, которая учится разбираться в чувствах. И всем прочим, предпочитающим тёплые, сердечные спектакли — даже если тематика их местами довольно болезненная.
Нужно ли смотреть: инсайтов и катарсисов не обещаю, но хорошо на душе точно будет.


«Спасите Лёньку!» («Человек»)

Премьера: 27 декабря 2022 года
Режиссёр: Скворцов

Что: сказочная история про блокаду и веру в чудо, рассказанная совершенно живыми куклами.
Кому: тем, кто хочет вернуть детскую ясность ума. Ну, и любителям музыки Глюка — особенно (а почему — не скажу, пусть это останется секретом).
Нужно ли смотреть: коли вы — суровый скептик, во всём ищущий подвох и второе дно, не нужно. Вы вряд ли сумеете полноценно погрузиться в этот детский спектакль для взрослых людей.


«Женское счастье» («Школа современной пьесы»)

Премьера: 3 февраля 2023 года
Режиссёр: Мария Федосова

Что: вечный выбор женщины между любовью и карьерой.
Кому: поклонникам Валерии Ланской, которые хотят впечатлиться её драматическим талантом (ибо куда чаще актрису можно увидеть в мюзиклах). И всем женщинам (мужчины, тут сидите дома, не для вас оно), любящим хорошие мелодрамы, в принципе.
Нужно ли смотреть: ну, во-первых, это красиво. Во-вторых, отлично сыграно и поставлено. Да и сюжет, при всей его кажущейся банальности, захватывает и цепляет (плюс финал неожиданный). Но мамам маленьких детей может быть больно, предупреждаю.


Мы с вами добрались до середины хит-парада. Продолжение — в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.