Ой, а что я видела!.. Музыкальный спектакль «Капитанская дочка», привезённый в Москву Костромским государственным драматическим театром им. А. Н. Островского. (Чтоб вы знали, театр этот аж в 1808 году был основан и официально входит в топ-5 старейших театров России!..)
Спектакль показывался в рамках театрального проекта «Школьная классика» (и я вам скажу, это особый экспириенс — сидеть в зале, полном утомлённых действом старшеклассников), и посмотреть его можно было 22 октября в мюзик-холле, что на Каланчёвке.
Я ещё раз благодарю композитора Александра Шевцова (про его новое детище — «Фауста» — я вам недавно рассказывала), который и пригласил меня познакомиться с «Капитанской дочкой». И вот что я вам скажу: поездка через пол-Москвы к 12 часам утра (да, спектакль был утренним, но при этом абсолютно не детским) того стоила!
Теперь попытаюсь объяснить. Каждая мизансцена «Капитанской дочки» буквально громогласно вопит, что это — попытка драматического театра создать музыкальный спектакль. Причём, пробный шар получился довольно спорным.
В общем, имелся мюзикл Александра Шевцова — по своей традиции автор написал и музыку, и либретто. Театр же решил использовать только музыкальную составляющую, полностью переписав сценарий. В итоге получилось слишком много текста и некая доля музыки, весьма рандомно раскиданной по сюжету (порой песни идут одна за другой, а в иных сценах и половины нотки за долгое время не дождёшься).
Подобной несбалансированности я, наверное, не встречала ещё ни разу. Неким оправданием становится определение «музыкальный спектакль» — мол, у нас не мюзикл, так что имеем право углубляться в драму и диалоги. Но и здесь картина достаточно странная: часть сцен подробна и многословна, другие моменты схематичны и требуют подключения головы, дабы не потеряться в сюжетных перипетиях.
Есть и позитивный момент: небольшое «хирургическое вмешательство» в пьесу радикально изменит ситуацию. Но что-то мне подсказывает, что театр на это не пойдёт, и «Капитанская дочка» останется в том же виде, в каком и была рождена.
А всё же, с радостью признаю: несмотря на описанные выше неполадки, смотреть спектакль было интересно, происходящее на сцене затягивало и увлекало. В этом заслуга, безусловно, постановщика и артистов.
Елена Сафонова (два в одном: и режиссёр, и художник-постановщик) создала симпатичную вещицу с рядом находок и необычных фишечек. Лично я не ощутила «налёта провинциальности» (тем паче, что в родной столице такое видала, что ай), хотя я-то явилась с привычным настроем «ожидай худшего — и да воздастся тебе» (правило в очередной раз сработало — я была приятно удивлена, несмотря ни на что).
Ещё б танцы из пары моментов убрать — совсем бы здорово было (ну вообще из другой оперы кокетки в полумасках и фрейлины в финале). Ну никто ж в иных сценах не пляшет — эта красота зачем?..
Фотографии с поклонов дадут вам представление о ценимой мной минималистичности в декорациях. Правда, сцена мюзикл-холла оказалась не вполне приспособленной к техническим запросам «Капитанской дочки», и часть задумок создателей мы не увидели. Но ничего страшного — гастрольная версия имеет полное право отличаться от стационарной. (Зато как красиво сыпался снег с небес!.. Люблю такое.)
Актёрские работы были хороши. Прелестный Пётр Гринёв — Александр Соколов (между прочим, лауреат премии Администрации Костромской области за эту роль). Трогательная Маша — Елизавета Камерлохер. Харизматичный Пугачёв — Дмитрий Рябов… Да и все остальные. Тут — никаких претензий вообще.
Другое дело — вокал. Кострома — не Москва, я так понимаю, никто поющих артистов «со стороны» приглашать не будет (да и откуда?..), обойдутся своими силами. А здесь — беда…
Единственный поющий человек — это, пожалуй, Елизавета Камерлохер. Очень приятна на слух, звенящий тембр лесного ручейка… Ещё бы вокал несколько «воспитать», и совсем счастье бы было. Ударно справляется со своими партиями Дмитрий Рябов. Про остальных промолчу…
Но и ругать не хочется. В ноты попадают, а значит, уши уже не так болят. Я быстро махнула рукой, мол, сгорел сарай — гори и хата, и начала воспринимать исключительно актёрскую составляющую проживания арий. Чего и вам советую, попади вы на «Капитанскую дочку».
Плюс хорошая музыка. Я о ней ещё ни слова не сказала, но меня порадовали и арии, и прочие темы. Было бы интересно оценить «Капитанскую дочку» с оригинальным либретто. Но что уж поделать…
Резюмирую. Милый спектакль во всей его несуразности. Будете в Костроме — загляните в театр. «Капитанская дочка» — большая и серьёзная работа. А что до её недостатков, то, во-первых, я вас предупредила, а во-вторых, в этой вещи действительно много цепляющего.
Да, чуть не забыла: артисты работают всего на четыре радиомикрофона, которыми по ходу действия делятся по-братски. То бишь, все диалоги — это «живой звук» без подзвучки. К этому тоже лучше приготовиться заранее и почистить ушки.
А в итоге — хорошо, что приехали. Я б повторно посмотрела, честно. В общем, я знаю, чем можно заняться в Костроме. :)