Я, конечно, клятвенно обещала (в первую очередь — себе) наконец-то подойти к этому делу ответственно и познакомиться со всем репертуаром Театра Камбуровой. Но пока я всё ещё грежу воплощением этого плана в жизнь и в очередной раз смотрю чудесный спектакль «Снился мне сад…»
Ну, правда, я бы и так, наверняка, не смогла сдержаться и повторила поход на этот «романс в интерьере» (как значится в афише) в нынешнем театральном сезоне и без вспомогательных стимулов. Но судьба преподнесла мне подарок: 9 октября в слаженный и проверенный годами механизм спектакля случился ввод нового актёра — воистине небывалое явление для Театра Камбуровой! И вдвойне странно, загадочно и радостно: одного любезного моему сердцу артиста заменил другой. Так что вот она я — снова в уютном театре на Спортивной!
Гадала, как же будет смотреться спектакль в стенах нового зала — пока «старый» ремонтируется, «Сад» временно переехал в непривычную обстановку. А там-то, в «старом» зале, был действительно «романс в интерьере» — режиссёр-постановщик Ольга Анохина настолько точно и красиво вписала действие в пространство, так здорово задействовала все особенности помещения (будь то стройные колонны с капителями или балкончики по обеим сторонам от импровизированной сцены), что без всякого сомнения веришь, будто бы находишься в далёком 1904-м, на даче семьи Воловичей — и ты не просто зритель, а один из гостей, приехавших на пыхтящем паровозе (вон, вон, снова его гудок доносится со станции!) отмечать день рождения Ирины Васильевны.
А сейчас нет никакой помощи от «родных стен» — только голая чёрная коробка нового зала. И, казалось бы, уже больше просто «романс», чем «в интерьере». Но… Вот умеет Театр Камбуровой делать красиво практически из ничего! Да, и колонны теперь «поддельные», и на разные ярусы мизансцены не выставить, и… А всё равно — картинка складывается и работает (впрочем, во-первых, чего я опасалась, если была в курсе, что спектакль прекрасным образом вывозили на гастроли, а значит, опыт переноса его в «новые измерения» имеется; да и совсем скоро вернётся «Сад» в милый добрый «старый» зал, ибо ремонт близится к завершению).
Я всё это зачем говорила? А для того, чтобы вы немножечко представили себе атмосферу спектакля «Снился мне сад…» Захотели тоже посидеть вот на этой веранде, подышать горячим предгрозовым воздухом, повглядываться вдаль, расслышав паровозный гудок, и рассматривать в бинокль лица приезжих…
Да, и, кстати, романс здесь — не столько музыкальный жанр, сколько состояние души. Конечно, романсов прозвучит много (и КАК их споют!..), но далеко не ими одними наполнено полотно «Сада». Туда, туда — на рубеж 19 и 20 веков, в то горнило, которое скоро переплавит и людей, и всю страну… А пока — тихий спокойный летний вечер, и можно расслабленно качаться на волнах музыки, отражающей и оттеняющей эпоху.
И, вроде, звучат привычные «прежние» мелодии — но готовьтесь, уже прорезаются нотки революции — и в обществе, и в искусстве. И, как глашатай завтрашнего дня, взрезающий полотно привычного бытия, снова ревёт паровоз… (А метро — нет, метро у нас, конечно же, не приживётся…)
Что вы, это не пафос. Это «Сад» вот таков — вычурный в своей простоте. Совсем скоро мир всех персонажей спектакля рухнет, канут в небытие их макрокосм — страна и микрокосм — семья и друзья. И будто бы уже что-то витает в воздухе — зловещее, неотвратимое. И это чувствуем и мы, зрители, и герои «Сада».
Нам проще — мы с вами уже знаем, что совсем скоро произойдёт. А люди, живущие на сцене, только должны пройти по этой дороге. Нам рассказывают — напрямую ли или намёками — о судьбе всего трёх персонажей из девяти. Мы не можем догадаться, что произошло с остальными (да и, откровенно говоря, огромный вопрос — а как сложилась жизнь Петра Воловича, чьи воспоминания, якобы написанные в 1954 году, нам зачитывает актриса-рассказчик). И тем страшнее.
Но пока — дача. Вечер. «Домашний» концерт в честь дня рождения жены хозяина дома. Долгожданные гости, тепло и понимание — даже в моменты, казалось бы, раздоров и разногласий, разговоры и песни, самовар и пироги, водочка с огурчиками… («Кстати о пирогах». Ах, как жаль, что нам не дали дослушать до конца рассказ Ипатьева!..)
Немножко даже «лубочная» картинка — та, из идеализированных представлений о былом. Только все эти люди, существующие в условиях «Сада», они — живые. И ты просто сидишь — и веришь в происходящее с первой до последней сцены. И хочется, хочется — вот туда, назад, к ним!.. Присоединиться ли к репетиции концерта? Уберечь ли от грядущего? Плюнуть ли на всё и купить домик в Крыму — по соседству с Чеховым?
Ответа я и сама не знаю. Но человек — он существо такое. Он жаждет туда, где ему светло и душевно. А в измерении героев «Сада» именно так.
И, вроде, финал не обещает ничего хорошего, и герои спектакля растворятся в гнетущей темноте, и даже последний луч света, даривший надежду, потухнет… Но снова зажигаются прожектора, и, почти гимном жизни, звучит романс «Однозвучно звенит колокольчик», возвращая публике веру в лучшее.
Я далеко не всегда приветствую подобный шаг: когда на поклонах, как бы перечёркивая негатив и грусть концовки спектакля, артисты хором затягивают нечто разудалое и развесёлое (а у нас некоторые только так и поступают, как будто бы не веря, что нежная психика зрителей выдержит финал в стиле «в общем, все умерли»). Но «Сад» — иное дело. Выбранный в качестве точки спектакля романс сложно назвать средоточием радости:
Однозвучно звенит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека…
И пока мы размышляем о дороге, лежащей перед героями спектакля — да и всей страны в целом, душа наполняется светом и теплом. И верится, что дорогу эту можно осилить — и прийти к счастью.
Почему? А тут я просто советую вам послушать, как целостно, вдумчиво и мастерски Театр Камбуровой работает над музыкальным материалом.
«Сад» минималистичен: здесь нет сложных аранжировок, лишь рояль Олега Синкина и гитара (на данном спектакле мы наслаждались мастерством пальцев Сергея Меритукова). Этот дуэт добавляет обстановке семейности, «домашности» — и порой умудряется звучать, как полноценный оркестр.
Ещё прекраснее вокальные аранжировки. Многоголосия, вокализы — всё это превращает «массовые песни» в истинные бриллианты, и я каждый раз жду их, как Нового года.
Я вам обещаю, что сердечко ёкнет не раз, когда будете слушать хоть сольные, хоть ансамблевые вещи. Будь вы даже трижды фанатом тяжёлого рока с хаером по пояс, до вашей души достучатся влёгкую — с самой первой песни, которая острой стрелой врезается в мозг:
Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят веселые дровосеки,
рубят,
рубят
вишневый сад.
Поющие артисты Театра Камбуровой вьют из меня верёвочки. Я более нигде не видела — и, конечно, не слышала — чтобы умели делать ТАК. Никакого надрыва, никакого самолюбования — чистое искусство.
И нельзя не влюбиться в актёров театра, увидев их хотя бы в одном спектакле. 9 октября было так:
Волович Сергей Львович, владелец фабрики — Роман Калькаев
Ирина Васильевна, его жена — Юлия Зыбцева
Петя, их сын, студент — Денис Сорокотягин
Алина Стрежневская, подруга Пети, курсистка — Виктория Тихомирова
Иван Ильич Корн, доктор — Александр Бордуков
Анна Александровна, художница, эмансипе — Ольга Тенякова
Ипатьев Александр Георгиевич, поручик — Александр Кольцов
Радов Константин Андреевич, режиссер — Мохамед Абдель Фаттах
Глаша, няня — Наталья Селиваненко
От автора — Алла Юганова
Каждый — на веса золота. Совершенно волшебный Калькаев, одновременно трогательный, забавный — и переполненный своей личной трагедией. Прекраснейшая Зыбцева, невероятным образом сочетающая в своей героине силу духа и слабость тела, сломленного болезнью. Искромётный Бордуков, абсолютные красавцы во всех смыслах этого слова Кольцов и Мохамед… Наталья Селиваненко, играющая роль попеременно с шикарной Анной Комовой, просто подарок судьбы. И Алла Юганова, которой досталась сложнейшая задача — выполнить в спектакле ту функцию, которая предписана единственной и неповторимой Елене Камбуровой (не пугайтесь, Елена Антоновна, как и прежде, блистает в «Саду» — в первом, если можно так выразиться, составе). И Алла великолепна, не вру.
Конечно, не могу умолчать о вводе. Денис Сорокотягин перенял эстафету у Евгения Вальца и встроился в спектакль, как будто бы изначально там присутствовал. Никакого ощущения премьеры — ну, зная Дениса и его подход к работе, его жажду копать вглубь и вширь, я ни разу не удивлена. Понятно, возрастное соответствие роли облегчило задачу: не нужно было вживаться в образ, который младше тебя на пару десятилетий (хотя Евгений, безусловно, делает это филигранно — а он иначе и не умеет), и можно было целиком и полностью сконцентрироваться на сущности персонажа. А как по-современному прозвучали некоторые реплики Пети!.. И так-то отлично проводились параллели с днём сегодняшним, а теперь совсем никуда не деться от аналогий. Смелый спектакль получается! :)
Денис, ещё раз мои поздравления тебе. Это была большая профессиональная победа.
Резюмирую. Нельзя просто так взять — и не посмотреть снова спектакль «Снился мне сад…» Невозможно перестать ходить в Театр Камбуровой, оказавшись там однажды. Ну, неужели я вас ещё не убедила в этом? Тогда почему вы до сих пор не купили билет, а?
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Просто хочется, чтобы вы посмеялись, поэтому посылаю вам рассказ о том, как я ставлю школьную постановку.
Набившись в команду постановщиков с формулировкой «у тебя есть мозги и идеи», я решил сразу брать быка за рога. Очень уж мне хотелось поставить номер из стэйджевской Золушки, а точнее — сцену бала.
Но, в итоге, выбор мой пал на номер из Wicked — Defying Gravity. Но, тут начались проблемы.
Так как живу я в небольшом городке и являюсь, наверное, единственным мюзикло — маном здесь, на меня сразу посыпались вопросы:
«А что там петь надо? Ой, на английском! А кто играет? А что за сказка? Ты вообще знаешь как делается КВН? Ой, я с тобой не сработаюсь, я не знаю, что тут надо делать!».
В конце концов, я пошёл на уступки и решил поставить номер — КВН про Мэри Поппинс. Написал сценарий, разобрался с костюмами и декорациями, договорился с актёрами (ещё не всеми), сам себе роль подобрал (я играю мистера Эй), но вот загвоздка — я таки решил добавить несколько песен Дунаевского. А петь у нас мало кто может. Так что — фанера, фанера, ФАНЕРА.
Так ещё и текст никто учить не хочет! Так что я сам всех озвучил (кроме Мэри), детей я решил не показывать ВООБЩЕ, Миссис Эндрю у нас играет девочка. Но ещё не всё — моя помощница настояла на том, чтобы там в начале были волк и красная шапочка, так как «ей понравился этот мем». Тьфу!
Но самое интересное — может оказаться, что мы ставим танец! Не дай Бог, завтра пойдём узнавать, что ставим — танец или КВН.
В общем, быть режиссёром школьного пяти минутного номера — очень трудно.
Конец.
Жизнь сложна. :) А уж у режиссёра школьных постановок — вдвойне (сама немножко в этой области поварилась, так что понимаю, о чём речь). В любом случае — удачи!!!
Спасибо. КВН забраковали, надо ставить танцы, а я в танцах — корова на льду. Но я попытаюсь.
И снова — удачи! :)
Большое спасибо)
Кстати — интересно. Удалили ли Вы рецензию на Красавицу и Чудовище? Ту, которую Вы смотрели в 2009 — ом.
Я просто в те давние времена ещё отзывов не писала. :) Сейчас зашла впервые за сто лет в свой давно заброшенный ЖЖ — даже там нет ни слова о походе на «Красавицу и Чудовище».
Кстати — очередная смешная история от меня (кто бы сомневался…)
Очень я люблю Стэйдж, а точнее — его постановки. Ну красиво же! Да и костюмы — шедевр за шедевром. Но, ближе к делу.
В январе этого года, я нашёл в интернете бродвейскую хаммерстайно — роджерскую Золушку. Потом посмотрел пару кино — экранизаций, и пришёл к выводу, что чёрная Золушка меня не пугает, картонные ёлки в золушке 1965 — ого меня бесят, шедевральный телеспектакль немного надоел.
Кратко обмолвлюсь про бродвейскую сказку — не сильно она мне приглянулась. Костюмы перенасыщенные, некоторые не попадают в ноты (особенно поспешно замененная на роли Эллы Кайли Рэй Джепсен, которая на фоне шедевральной Лоры Оснес смотрелась глупо), а уж про бедность декораций молчу(серьёзно, в той же Карениной от театра Оперетты лучше, а мне такие признания тяжело даются).
И захотелось мне сравнить российскую и бродвейскую Золушек. Но, если бродвейской версии в инете много, с разными составами, то российскую днём с огнём не найдёшь. И я стал искать…
Спустя огромное количество времени, я уже потерял всякую надежду, как вдруг я нашёл группу по мюзиклам, где есть раздел «Ищу». Я быстро написал просьбу, дескать «вот ищу Золушку». И вдруг, через две минуты, мне ответила очень добрая девушка, которая с радостью поделилась со мной этим мюзиклом.
И мало того, что у меня появился этот мюзикл, так ещё и с дрим — кастом! Быстрова, Хмельницкая, Лёвкин. Но есть загвоздка — очень мне хотелось увидеть в роли феи Елену Чарквиани. Но на записи была Гученкова. Но я об этом не жалею — Анна очень смешно исполнила роль Мари в образе старухи. А шедевральная фраза «Много сумасшедших носят красивые платья» в исполнении Анны заставила меня укатиться под стол.
А потом мне привалило счастья в лице аудио — записи с Чарквиани, Ивой, Руллой и Кролем. И это тоже отлично. Ива неплоха в этой роли. Плюс, все фразы настолько шикарны, что представить в голове целостную картинку труда не составит. В общем, «Золушка» — один из лучших спектаклей Стэйджа, по крайней мере для меня.
Конец.
Загляните в почту — только никому не говорите о том, что я вам написала. :)
Так, постойте. Этот файл яндекс диска — ваш?! Боже, вы не представляете как я вам благодарен!!! Дай вам Бог здоровья!!!
В смысле — мой? :) Не мой, но ссылку имею. И, говорю ж, тссс!
Понял, понял. Прошу простить за разглашение. В любом случае — никто не понимает о чём мы говорим.
И ещё — я в следующем году собираюсь в Москву на Золушку из театра оперетты. У меня к Вам вопрос — если Вы там были, то как постановка? Нормальная? И также — можно ли там снимать? Я просто первый раз хожу в реальный театр, так что хочется оставить на память. До этого всегда спектакли в записи смотрел. И кстати, там есть какие — нибудь сувениры?
Я этот спектакль никак не удосужусь посмотреть, но по факту — это стандартная, традиционная сказочная история про Золушку. Существует аудиозапись (раньше точно продавалась в театре, сейчас не знаю) — миленько.
Фотографировать нельзя (ну, если только поклоны). Сувениры там обычно какие-то продаются, но по большей части посвящённые «Анне Карениной» (и прочим «блоковым» мюзиклам).
Большое спасибо за разъяснения. Это судя по всему по мотивам советского фильма.
Да-да. Это Шварц.
И вновь влезаю — а точнее влезаю в круг фанатов «Всё о Золушке»! Что — то мне начинает нравиться эта феерия сумасшествия и сатиры. Ну и Костецкая с Гученковой шикарны. А уж про Вальца (вот и гадайте какого — А. Вальца или Е. Вальца) я вообще молчу! Ну и Новосёлова — Золушка милая. Плюс Раймонд Паулс снова выдал шедевр.
Муд: ходить по квартире и орать «СТРАТЕГИЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ»!!!!!!!!!
Это прекрасный спектакль. :)
И ещё — ВоЗ отправился в тур по России. Пару дней назад спектакль прошёл в Новосибирске. Следующий город я не знаю, но думаю, что это предпосылки к тому, что спектакль вернётся на сцену театра Мюзикла. Мол «мы отчалили от родных берегов, но потом вернёмся, а заодно и спектакль вернём!». Хотя, я могу и ошибаться. Что ж, будем надеяться.
Да мы все ждём. :)
И почему — то захотелось рассказать вам про бродвейскую русалочку.
Так вот — это шедевр! Хореография, костюмы, декорации(особенно огромный корабль в начале спектакля). А про голоса я молчу — дебютантка(!) Сиерра Боггес играла Ариэль, но пела так, будто она на бродвее очень давно, хотя это была её первая работа. Её голос — словно хрусталь!
Краб, Принц — оба шедевральны. Странно, что я объединяю их в один пункт, просто оба на хорошем уровне. А уж про их голоса вообще молчу.
Но самая главная дива — это Урсула. Я не знаю, как зовут актрису, но поёт она просто Божественно! Плюс актёрская игра.
В общем, мюзикл шедевр.. Скоро гляну российскую версию(там голландская видеозапись, но всё в нашей постановке взято из голландской, начиная от костюмов и заканчивая хореографией). и сравню, а потом вам расскажу.
Договорились.