Этот спектакль — один из тех, которые я давно хотела посмотреть, но всё не складывалось. Потому что я, во-первых, тепло отношусь к МОГТЮЗу, а во-вторых — к постановкам Алексея Франдетти. Но сначала «Питер Пэн» никак не совпадал с моим личным графиком, потом начался КОВИД, а в январе, как всем известно, случился пожар в здании театра…
И вдруг мне муж заявляет: «А ты видала, что к нам в ДК какой-то мюзикл приезжает? «Питер Пэн», что ли, или как там его…» Ну, он афишу заметил и позаботиться решил. Бегу на сайт и начинаю ликовать — батюшки, МОГТЮЗ собрался в наши края!..
Так что «Питера Пэна» я смотрела с максимальным комфортом: в родном красногорском ДК «Подмосковье», до которого мне каких-то там 10 минут добираться, на втором ряду за сущие копейки (первый ряд, как оказалось, был зарезервирован под музыкантов, потому, чтобы никто не возмущался, как я понимаю, цены на билеты за спинами ансамбля были снижены; но чудесные люди с инструментами разместились ближе к правой стене зала, и передо мной была только сцена и красота).
У нас, в принципе, редко случаются гастролёры (я про спектакли, конечно, а не эстраду какую-нибудь или рок), радующие публику живой музыкой. (Хотя и оркестровая яма присутствует — но её, вроде как, чуть ли не единожды использовали — когда «Театриум» привозил «Летучий корабль».) А тут — прекрасный оркестр «Папоротник» под руководством Александра Антонова и отдельная любовь всех зрителей — волынщица Марина Сусанова.
Конечно, музыканты, играющие у меня практически «над ухом», периодически подзаглушали голоса артистов. Но я изначально была готова к каким-то неожиданным неудобствам (не просто ж так билет стоил в несколько раз дешевле аналогичного, но через проход). Да и вообще, я ж люблю наблюдать за тем, как умелые руки колдуют над звуками. Так что только порадовалась. Ну, как будто лично для меня расположение придумали!
Понимаю, что в самом театре всё иначе (как я прочитала, оркестр располагается на левом балконе). Потому просто рассказываю, как оно было у нас. Может, интересно кому. А я потом лет через пять перечитаю — вспомню, поумиляюсь…
К слову, театр отлично «встроил» «Питера Пэна» в просторы нашей глобальной сцены, и выглядел спектакль так, как будто целыми днями только тут и показывается почтеннейшей публике. Я просто всякого насмотрелась, потому знаю: ой как иначе бывает…
Да и огонь в глазах труппы не подделать. Видать, соскучились за несколько месяцев по своему «Питеру Пэну». А тут — можно снова его показать, да ещё и почти полному нашему здоровенному залу (пусть и при «самоизоляционной» рассадке).
Но это была длинная такая преамбула — а теперь к сути.
Всё, что я знала прежде об этом «Питере Пэне» — это то, что постановщик совместил детскую сказку с историей шотландских военных, попавших в госпиталь (Джеймс Метью Барри, литературный отец Питера, из Шотландии, так что всё логично). Идея мне понятна: вспомним, что «невзрослеющего мальчишку» многие критики и трактовщики считают не просто мёртвым, но и забирающим в царство небытия других умерших детей. И концовку, якобы, Барри долго выбирал — порадовать ли читателей-зрителей хэппи-эндом или же… наоборот.
Так что война, как ни поразительно, идеально раскрывает идеи если не Барри, то Франдетти, трактующего их по-своему. Да, родители теряют детей в боях. И, да, для них, мам и пап, дети никогда не повзрослеют. (Ой, какими мурашками я покрылась на сцене выноса флага… Не буду спойлерить, а кто видел, тот меня поймёт.)
И, конечно, когда вокруг ад, взрывы и смерть, каждому хочется забыться. Вот и просят раненые солдаты медсестру почитать им сказку про «Питера Пэна». И сами уже представляют себя героями этой книги — пропавшими, но не пропащими мальчишками, стремящимися вернуться домой.
Честно признаюсь: когда я вышла из ДК, у меня было больше вопросов, чем ответов по спектаклю. Не все приёмы и решения показались мне логичными и… верными, что ли. И даже сейчас ряд моментов я считаю спорными. Но всё равно общая картинка нарисовалась — нужно было просто со всем этим переспать.
Сначала я сокрушалась, что «Питер Пэн» МОГТЮЗа почти лишён сказочности. Жизнь мальчишек и Венди на острове Небывалом показана мельком, без каких-либо деталей. А потом я поняла (для себя поняла; с режиссёром я не совещалась и не могу утверждать, что он так и задумал… хотя не удивлюсь, если я всё увидела правильно, я ж знаю Франдетти), что это всё — совершенно неважно.
Главное — возвращение. С острова ли… Из клинической смерти или комы ли (а ведь вполне можно именно так трактовать Небывалый)… Какая разница? Нужно суметь вернуться назад, домой, туда, где тебя любят. И где всё хорошо и спокойно.
А то, что остров — отнюдь не милое симпатичное местечко, понятно сразу. Не зря же «остовом дома» потерянных мальчишек является самолёт — и зуб даю, мёртвый самолёт, подбитый. Здесь тоже есть своя война — индейцы и мальчишки сражаются с пиратами (прямо как врачи и сам раненый ведут борьбу с болезнью). И пусть поначалу тут, вроде, и нормально… но так хочется обратно!..
…всем. Кроме Питера. Потому что… «Жить и погибнуть достойно — это моя мечта!» Немного спойлер, но его я тоже могла понять не так, как это получится у вас.
Смотреть спектакль здорово и интересно. Да, у МОГТЮЗа нет тех резервов, что имеются у «больших проектов», зато есть вкус и хорошая труппа. Режиссура — по традиции Франдетти — очень необычная и цепляющая. Некоторые моменты абсолютно невозможно предугадать — в смысле, предсказать, как они будут решены. (Во время первого выхода Крокодилицы я, скажем, от неожиданности ржала в голос. И как классно сделан бой индейцев и пиратов — битва воздуходувок с дымовыми пушками…) А летающий над залом самолётик — ну, это ж нечто!..
Опасалась, что дети не поймут, что они вообще смотрят. Но вот зря я недооценила малолетнюю публику. И в антракте, и после спектакля подслушивала, как ребята «объясняли» родителям (понятно, те поступили, как настоящие педагоги — типа, я не понял ничего, поведай, чо нам показали), что происходило на сцене и почему. Отличное поколение растёт!
Есть невнятности в либретто — скажем, в финале нам говорят, что Майкл (самый младший брат Венди) стал не пиратом, а кем-то там. Но его «вербовка» в пираты из сюжета вырезана. Ещё кое-что неясно (ну, моя любимая претензия к Франдетти: хорошо зная материал, над которым работает, он безжалостно выкорчёвывает нужные для сюжета места, не отдавая себе отчёт, что зритель, если он вдруг не ознакомился с первоисточником, офигеет и потеряется в происходящем). Но в целом пьеса хороша и полновесна.
Музыкальный материал меня удивил. Я изначально чесала темя, гадая, что за песни звучат в мюзикле. Но и предположить не могла, что эдакий микс нам предложат.
Аж семь лет назад я тут писала про советский фильм о Питере Пэне 1987 года. И отмечала, что его композитор, Игорь Ефремов, ещё в 1983 году выпустил на пластинках сказку «Питер Пэн и Венди» с абсолютно иным музыкальным материалом — да и написанным в другой стилистике. Песни в фильме разные — есть, да, совершенно «мюзикловые», но в целом все они в стиле «традиционного советского кино». На пластинке всё, на мой взгляд, проще и «синтезаторнее» (веяния времени).
А в спектакле МОГТЮЗа смешались в кучу кони, люди… Сначала — несколько песен из фильма. Потом — из аудиосказки. Индейцы и русалки в принципе не вокализируют, им достались танцевальные сцены. Под занавес — свеженаписанная песня капитана Крюка («доп. музыку» сотворили Евгений Загот и Александр Антонов — напомню, руководитель оркестра «Папоротник»). А совсем в финале — истинное читерство, «фильмовая» песня «Не спешите, дети, вырастать» (я просто всегда от неё рыдаю — слушаю ли, пою ли сама или просто вспоминаю. Вот и сейчас…).
Но тут у меня вопросов нет: постепенно меняются градус, вектор, настроение спектакля. И, да, пусть ряд моих любимых песен из фильма в постановку не попали, но они тут бы вообще не к месту были. А вот те, что с пластинки (пусть и не люблю я их), встали в ткань повествования, как влитые. (Хотя ария Крюка вызывает у меня недоумение — ну вообще же стилистически «не отсюда», ну. Пусть симпатичная, хорошая, отлично исполненная и прожитая, наполненная смыслом — но как будто мы канал на несколько минут переключили и что-то вообще левое посмотрели.)
Приплюсуем к вышесказанному новые аранжировки (порой — с волынкой) и поймём, что слушать — есть что.
Про артистов скажу коротко. Знакомые во многом лица, по которым я соскучилась.
Не очень понимаю выбор Алексея Рыжкова в Питеры Пэны. Да, Франдетти так видит. Я — нет. Не сложилось вот тут. И не из-за возраста и внешних данных, как многие, я сетую (это вообще ерунда — и кто видел, например, Елену Камбурову в роли Маленького принца, со мной согласится). Внутреннее не сыграло. Я не осознала, почему именно данный человек (как написали в одном из отзывов, «батяня-комбат», и очень точную ведь характеристику дали) заявляет, что он, де, не хочет взрослеть. (Я молчу, что он ещё и непоющий — ладно, мелочи.)
Я, наверное, понимаю, что хотел сказать режиссёр. Но не вышло. Нет у зрителя симпатии к этому персонажу — а должна присутствовать. Тут просто нужно иное нутро артисту иметь. Был ли так плох Рыжков? Пожалуй, что и нет — задачи постановщика он выполнил отлично. Но я хочу большего. Сложится — посмотрю Дмитрия Савина (кто не помнит — моя отдельная слабость) в этой роли. Поговаривают, новые грани откроются. (А тут я его, Савина, наблюдала в роли брата Джона.)
Замечательна Нонна Гришаева — миссис Дарлинг. (Прикольно, что зрители в принципе не знали, что она будет на сцене, ибо никто ж не предупреждал, и прям активно радовались, когда Гришаеву видели, телефоны доставали и давай видюшки пилить…) Мой отдельный поклон — за уже упомянутые сцену с флагом и «Не спешите, дети, вырастать» (да что ж такое, опять слёзы вытираю… Заколдованная песня!).
Понравилась Ирина Шестерина — Венди. Вообще, чтоб вы знали, обычно неблагодарная роль. Девочка-девочка, правильная такая… и всё. Но здесь — куда полновесней, чем в иных постановках.
Вот ещё интересно. Фея Динь-Динь. Её в разных составах играют Виктория Барышникова и Елена Щелкунова — артистки театра неслышащих актёров «Недослов». Феи здесь говорят жестами, а слышим мы в это время звон колокольчиков. (И в программке есть жесты «языка фей» — здорово. Да и во время некоторых песен другие артисты жестовый язык используют — трогает.) Шикарный персонаж, идеальная интеграция. Вот такого хотелось бы побольше и почаще.
Пираты. Пятеро красавцев и капитан Крюк — Андрей Клюев (отмечу, что если традицию, согласно которой Питера Пэна играет женщина, отмели безжалостно, то другую сохранили: сначала — мистер Дарлинг, потом — Крюк, и всё это — Клюев). Ну, тут я всё сказала — хороши.
Одно плохо: очень нетрудно, ставя «Питера Пэна», потерять берега и сделать пиратов самыми яркими персонажами. Вот и здесь так (а потерянные мальчишки, наоборот, весьма плоские и невнятные — хотя артисты очень стараются выжать из них максимум). С одной стороны, это минус. С другой — блин, ну какие классные пираты!..
Про остальных писать отдельно не буду, потому что все ж молодцы. Нравится мне труппа МОГТЮЗа.
Резюмирую. Не катарсис. Да. А посмотреть надо было. Потому что никто и не обещал, что каждый спектакль будет прям наизнанку выворачивать. А вот оставлять после себя столько мыслей (а зачем это было сделано? А что имелось в виду? А вот тут что хотели сказать?) не всякая постановка сможет.
И я ведь всё ещё думаю над тем, что увидела. Не всегда соглашаюсь с постановщиком (и это ведь тоже хорошо! Ибо неравнодушие!), чаще — обалдеваю от того, как можно было ТАК перевернуть давно привычные сцены и персонажей… Многогранненько, знаете ли.
Вот ещё какой момент. На программке написано «10+». Рекомендую верить. Малышей на этого «Питера Пэна» не ведите. Подростков — да. А уж если вы взрослый — то сами небеса велели. Вот вам — вообще советую.