Посещать учебные спектакли — это какой-то совершенно уникальный экспириенс. И пусть я дарю его себе не так часто, как хотелось бы, но порой забегаю на огонёк то одного, то другого учебного заведения.
Тут вот в чём дело. Во-вторых, учебный спектакль — штука особая. Он может казаться чрезмерно затянутым, странным, нелогичным, какие-то сцены смотрятся лишними, часть персонажей — неуместными (это я по большей части про театр музыкальный говорю, в драме всё хоть чуть, но привычней почтеннейшей публике… или мне так везло).
Всё просто: речь идёт сначала о своеобразном «упражнении», в рамках которого студенты выполняют конкретные задачи режиссёра-педагога, демонстрируют определённые умения и навыки, учатся взаимодействовать с пространством, друг другом и публикой… а потом уже — о спектакле. (Да-да, что самое интересное, и ты, зритель, не просто так здесь сидишь; ты — один из инструментов развития и воспитания артистов!)
Лично мне, с одной стороны, сложно смотреть подобные постановки — я не могу их воспринимать просто как очередное театральное полотно, но подсознательно вычленяю из действа цепочки задач и наблюдаю, как оные решаются. С другой стороны, это тоже своеобразное удовольствие, недоступное в театре обычном.
Это всё было во-вторых. А во-первых — ну конечно же, молодые ребята, которые, вполне вероятно, могут стать завтрашним днём нашего театра (или нет — тут уж как фишка ляжет… увы и ах). И вы потом будете со снисходительной улыбкой знатока вещать: «Ах, Вася Пупкин? Ну конечно! Я его помню ещё с тех времён, когда он под стол пешком ходил!..» (конечно, если подобная мизансцена имела место в рамках учебного спектакля 🙂 ).
На сей раз я практически запрыгнула в последний вагон уходящего поезда, успев посмотреть мюзикл «Джаз. Девушки. И не только…» учебного театра ГИТИС (мастерская Д. В. Белова, факультет музыкального театра, курс мюзикла, выпускники).
Мне ещё все говорили: «Сходи на беловцев! Они чудесные! Ну, ты чо?!» А я — никак да никак. И вот — свершилось.
Сначала о постановке. В её основе — всем известный фильм «В джазе только девушки» (в оригинале — Some Like It Hot). Ну, который с Мерилин Монро, вы в курсе. Музыка — частично из комедии-оригинала, частично — из картины (но изначально — мюзикла) «Джентльмены предпочитают блондинок» (Gentlemen Prefer Blondes)… И, вроде бы, откуда-то ещё, но тут я небольшой специалист, чего скрывать, не могу трек-лист передать в деталях. Но там точно был джаз. Девушки. И не только…
Сюжет пересказывать нет смысла, он всем известен. Помните ж: двое музыкантов, Джо и Джерри, скрываясь от мафии, «внедряются» в женский оркестр, превратившись в «прекрасных дев» Джозефину и Дафну. Потом там ещё будет Мерилин («Монро?!» — удивлённо восклицают в мюзикле; иными словами, отсылок к настоящей Мерилин и её творчеству в мюзикле немало, и они милые), любовь и шикарная финальная фраза: «У каждого свои недостатки!» А вокруг — США, Великая депрессия и «сухой закон».
Всё это есть и на сцене учебного театра ГИТИСа. Безусловно, переосмысленное и поданное под тем углом, который был необходим педагогам курса. Потому где-то половину первого акта я тупо пялилась на сцену, пытаясь понять, что вообще происходит, и за какие прегрешения мне нужно этому внимать.
А вот потом, когда «упражнения» внезапно трансформировались в полноценный разухабистый спектакль, мне внезапно стало хорошо, весело и интересно. Так что, буде вы посетите мюзикл «Джаз. Девушки. И не только…» (а я, со своей стороны, даже советую это сделать), и ваш мозг начнёт плавиться и ломаться, а ноги сами собой побегут вон из зала, просто подождите немного: скоро можно будет расслабиться и получать удовольствие.
За музыкальное сопровождение отвечает аккомпаниатор Андрей Земцов (а это нормально, когда учебные спектакли «оформляются» одинокими клавишами). И он ну очень хорош — звучит, если не как оркестр, то как неплохой такой ансамбль точно.
В мюзикле огромное количество песен (и можно оценить вокальные способности каждого из находящихся на сцене), масса танцев самой разной стилистики — студенты действительно демонстрируют себя во всей красе.
Ну, и не верьте фотографиям: вживую постановка (минималистичная донельзя — то бишь, как я и люблю) выглядит очень стильненько и приятно (в частности Джозефина с Дафной на картинках и эта же парочка на сцене вообще по-разному воспринимаются).
Думаю, самое время поговорить об артистах. Меня впечатлила подготовка ребят — и вокальная, и танцевальная, и актёрская. Конечно, сложно судить по единственному спектаклю (в котором значимых ролей не так уж много, зато ансамбль обширен, как никогда… и там в основном девочки — хотя кого я удивлю эдакой информацией о гендерном составе курса, в коем из 22 человек 7 мальчиков), и хорошо бы оценить таланты студентов, посмотрев иные постановки. Но даже то, что я увидела и услышала, даёт понять: а курс-то сильный! (И даже несколько знакомых лиц в нём; отдельно выражу радость от созерцания, пусть и в ансамбле, Юлии Олейник, и кто видел «Ближе к норме», тот меня поймёт.)
Смело заявляю: в числе студентов несколько уже однозначно сложившихся артистов, которых — хоть куда на главные роли. Имеются и те, кому нужно ещё пообрасти опытом и чуток заматереть, чтобы побороться за ведущие партии. Но в ансамбль даже самых серьёзных проектов они уже сегодня готовы (а это, кстати, крайне серьёзно — ансамблю нужно уметь, зачастую, поболее, чем солистам… А вот харизма и уверенность в себе, случается, дело наживное).
Резюмируя размышления о студентах, скажу так (да не в обиду никому, сами понимаете): это самый мощный курс факультета музыкального театра из тех, чьи учебные спектакли повезло видеть лично мне. Да, не зря меня так долго беловцами соблазняли и на их постановки заманивали… Оценила!
Из всей когорты тех, кого видела на сцене в главных ролях, выделю двоих. Просто потому, что об остальных я уже всё написала выше. Симпатичный и одарённый курс. А вот Артур Сафиуллин (Джерри/Дафна) и Дарья Скоблина (Мэрилин) стоят для меня особняком. В них была какая-то отдельная органичность, детальность и — что самое важное! — полновесный актёрский кайф от нахождения на сцене.
Дарье было при этом на порядок сложнее — постановщики практически «вынесли Мэрилин за скобки», лишив персонажа присутствовавшей в фильме-оригинале весомости и индивидуальности. Основной упор сделан на Джозефину с Дафной — оно и понятно, такие же классные герои-героини, твори да наслаждайся (если что, это была критика; не понимаю, зачем Мэрилин нужно было в эдакий дальний угол задвигать, зря постановщики так, вся соль теряется — поди осознай, и чего на эту девушку все подряд западали и голову от неё теряли, а?..). Потому Дарье приходится самостоятельно выискивать в ткани спектакля зацепки и вдыхать жизнь в свою Мэрилин. И знаете что? Получается — и получается весьма интересно! (Внезапно вспомнила, что именно Дарью я видела пять лет назад в главной роли в мюзикле «Кэрри». Вот как она, жизнь, складывается-то!..)
Очень постараюсь сбегать ещё хотя бы на один спектакль курса, а пока напишу так: «Джаз. Девушки. И не только…» — постановка местами спорная, но как учебный спектакль с его особенностями она любопытна.
И какие ж хорошие ребята!.. Буду за ними следить. Чего и вам желаю.