Есть спектакли, которые я, кажется, могу смотреть сколько угодно раз, в любом составе и расположении духа, и мне гарантированно будет после них так же хорошо и светло, как впервые. «Снился мне сад…» Театра Камбуровой — из таких чудесных постановок.
Спектакль-долгожитель на днях отметит своё 11-летие, но при этом выглядит он так же легко и свежо, как в дни премьеры. Более того: некоторые фразы, звучащие со сцены, внезапно стали бесконечно актуальными и уместными именно сейчас. И кажется, будто «Сад» «разговаривает» непосредственно с нами сегодняшними, для нас он и создавался, а не для тех, былых зрителей, существовавших, как ни крути, в абсолютно иной реальности.
Обычные, хорошие люди, оказавшиеся на линии разлома привычного мира — чем-то знакомым повеяло, не находите? И пусть дело происходит отнюдь не в наши дни, а летом 1904 года, на некоей уютной даче, где все присутствующие готовятся к домашнему концерту в честь именинницы Ирины Васильевны, но теперь они кажутся ещё более родными и понятными.
И тем не менее, что бы ни творилось в мире, на сцене Театра Камбуровой — всё тот же «Сад», радующий глаз и душу мягкой сепией, стильно-старомодный, обволакивающий и уносящий на своих волнах туда — на дальнюю станцию, над которой скоро прольётся дождь.
Снова с пронзительной проникновенностью прозвучат старые романсы — и я обещаю, что вы влюбитесь в этот жанр, даже если прежде относились к нему настороженно. А, выйдя из театра, ещё долго будете напевать про себя:
Звёзды на небе, звёзды на море,
Звёзды и в сердце моем…
И как же чудесно, что спектакль «переехал» назад в Малый зал! Да, это пространство вмещает совсем мало зрителей — но тем интимнее обстановка и полнее иллюзия, что все мы тоже приглашены на семейный праздник. А «романс в интерьере» снова стал самим собой в окружении мраморных колонн, лепнины и балкончиков зала.
На сцене — почти в полном составе все те люди, которые некогда влюбили меня в спектакль. И они прекрасны! Роман Калькаев, Алла Юганова, Виктория Тихомирова, Александр Бордуков, Ольга Тенякова, Александр Кольцов, Мохамед Абдель Фаттах, Наталья Селиваненко (плюс те, кого я не увидела 15 октября, конечно же) — артисты, одинаково мастерски обращающиеся и с музыкой, и с поэзией, и с прозаическим словом. Полная иллюзия, что не их герои, но они сами на полтора часа перенеслись к нам из прошлого и даже не заметили, что оказались в театре. Просто живут, как обычно. Любят. Дружат. Надеются на будущее…
Театр Камбуровой нечасто удивляет публику переменами в составе (стабильность — это сюда). Сейчас был тот редкий случай, когда удалось оценить новое лицо в знакомом материале: на роль Пети Воловича ввёлся Данил Можаев (знатоки могли видеть этого молодого артиста в камбуровских «Маленьком принце», «TERRA ГУЭРРА. Каприччио» или «Днях Левитанского»). И это было… ну очень здорово.
Сравнивать трёх актёров, которых я застала в роли Пети (собственно, остальные двое — это Евгений Вальц и Денис Сорокотягин), бесполезно. Они слишком разные — и я не про внешность, сами понимаете. Это прекрасно: можно просто наслаждаться свежим прочтением, не занимаясь бессмысленным ранжированием.
И я очень рекомендую посмотреть на Данила в «Саду». А уж как он органично влился в слаженный ансамбль спектакля — просто сказка.
Но главный бриллиант всей истории — безусловно, неповторимая Елена Антоновна Камбурова. Впрочем, когда «от автора» выступает Алла Юганова, «Сад» остаётся таким же гостеприимным и манящим. Просто волшебство Камбуровой — штука совершенно уникальная, а её внутренний свет, без преувеличения, согревает всех присутствующих.
И искреннее, нескрываемое волнение перед выходом на сцену (я размещалась в зале так, что совершенно случайно разглядела Елену Антоновну в тот момент, когда она готовилась предстать перед публикой) — доказательство высочайшего профессионализма Камбуровой и её неравнодушия к спектаклю, коллегам-артистам и, конечно же, зрителям.
Каждый раз, когда я вижу Елену Антоновну «в деле», поражаюсь и восхищаюсь ей. А её взгляд, когда она выхватывает в зале именно тебя и смотрит, безотрывно, в глаза? Что-то неописуемое…
Стопроцентная правдивость — основа существования артистов в «Саду». И это — одна из причин, почему я так люблю сей «романс в интерьере».
Здесь нет хитросплетений сюжета или даже какого-то особенного его развития: мы просто подсматриваем за тем, как проходит один день из жизни семьи Воловичей и их гостей. И вместе с тем пьеса Вадима Жука (по идее самой Елены Камбуровой) настолько глубока и насыщенна, так всесторонне раскрывает персонажей (а через них — и всё, что происходит в стране), что хочется некоторым особо ретивым драматургам в качестве примера того, как делать нужно, её показывать.
И вокал, который меня традиционно очаровывает в Театре Камбуровой: без экспрессии и форсирования звука, из самого центра души, искренне, до мурашек и комка в горле… В других театрах я подобного никогда не испытывала.
Песни в спектакле, вроде бы, не являются продолжением сюжета — но как же они грамотно встроены в него! И негромкие (потому что здесь иных и не нужно) звуки фортепиано и гитары (за них отвечают Олег Синкин и Сергей Меритуков) довершают картину.
Очень домашняя и тёплая постановка, в которой даже отсутствие хеппи-энда кажется обещанием чего-то светлого и, в итоге, сулящего нам всем если не счастье, то, хотя бы, покой. А в моём случае «Сад» — это всегда лекарство для нервов, после которого я, пусть ненадолго, начинаю дышать ровнее.
Собственно, завершить я могу всё тем же советом: если ещё не видели этот спектакль, посетите его обязательно. Родителей приводите — они точно оценят и скажут спасибо.
Театр Камбуровой — это территория тончайшего вкуса и высочайшего профессионализма. И если вы задумываетесь, с какой строки в афише начать знакомство с этим атмосферным местом, то почему бы не выбрать «Снился мне сад»? Я вот шесть лет назад так и поступила. Но осторожно: Театр Камбуровой вызывает привыкание!