Москва. Полный круг

Вербатим — интереснейший жанр. Существуя уже практически век, он снова и снова переживает периоды оглушительной популярности, после чего опять погружаясь в почти полное отсутствие интереса к себе. Очередной всплеск любви к вербатиму случился несколько лет назад, а сегодня жанр вновь раз отступает в тень.

Но будем честны: вербатим — по большей части гость экспериментальных площадок, и для «обычной» театральной публики он остаётся чем-то неведомым и незнакомым. Может быть, именно по этой причине режиссёр Павел Пархоменко и решился создать постановку в данной стилистике в стенах Театра имени Моссовета. Смотрите сами: камерная Сцена под крышей как раз и предназначена для творческих опытов, а публика, предпочитающая академические театры всем прочим, явно увидит нечто свежее и диковинное.

Впрочем, всё началось ещё в декабре прошлого года — в рамках драматургического конкурса «Московские истории», на котором были представлены эскизы спектаклей по пьесам, так или иначе посвящённым столице. Одной из победительниц стала «Прощай, любимая» Сергея Решетнёва в постановке Сергея Аронина, которая уже прочно заняла своё место в афише «Моссовета». Теперь настала очередь второй «чемпионки».

Только вот ведь какое дело: я понятия не имею, что представляла из себя пьеса Александра Архипова, по мотивам (заметьте — именно «по мотивам», это важно) которой и создан спектакль «Москва. Полный круг». Вероятно, от неё осталась лишь сюжетная обвязка (довольно несложная, признаюсь честно), дополненная теми самыми элементами вербатима, которые и являются основным богатством постановки.

Для тех, кто не сталкивался с данным жанром, в двух словах о нём расскажу. Вербатим — это вид документального театра, в котором со сцены звучат реальные истории обычных людей. На этапе подготовки артисты сами ищут чем-то затронувших их респондентов и берут у них интервью, которое потом, с минимальной коррективой, войдёт в будущий спектакль. (Зачастую подобное упражнение используется в театральных вузах, но не в профессиональных театрах, ибо кто же заставит опытных актёров ходить по улицам и общаться с людьми, собирая материал? Вот, а Пархоменко — смог!)

«Моссоветовцы» обнаружили среди столичной толпы свои «жемчужины» — разные, на первый взгляд — банальные, а если всмотреться — драгоценные (ведь все люди — уникальные вселенные, правда же?), — и познакомили с ними зрителей. Если позволите, я не буду перечислять, монологи каких персонажей звучат в постановке — гораздо интереснее будет вливаться в них «на новенького». Просто предупрежу: если вы поедете домой на метро, то не удержитесь — начнёте усердно всматриваться в лица спутников-незнакомцев. И единая людская масса превратится в созвездие Личностей.

Теперь о сюжете давайте поговорим. Молодой человек по имени Николай (Дмитрий Подадаев; как пошутил Дмитрий во время пресс-подхода, он один не принёс режиссёру вербатим, и потому ему досталась эта роль) ежедневно с утра до вечера катается по Кольцевой линии метро. Он изучает людей вокруг и представляет, кто они на самом деле, что у них на душе и за душой. Эти фантазии и выливаются в монологи, диалоги, квартет и массовую сцену в стиле вербатим.

Зачем Николай махнул рукой на обычную жизнь и, считай, переселился под землю? Ну конечно же, однажды он встретил в вагоне девушку своей мечты (Анастасия Белова) и теперь надеется увидеть её снова.

И вот в один прекрасный момент двери открываются, и заходит она… Потом будут разбитые надежды, жуткий пьяный бред, настоящий рок-бэнд (в составе которого — исключительно артисты театра), симпатичный юмор, новые попутчики… Ну, и финал — ожидаемый, но крайне милый и радующий зал.

За сценографию отвечал лично Павел Пархоменко: единственной декорацией спектакля является почти настоящий вагон метро (и это номерной с обновлёнными креслами, точно говорю; таковые составы уже два года по Кольцу не ездят, но это историческое несоответствие никак на сюжет не влияет) и экран за ним, позволяющий полюбоваться интерьером станций или же переместиться в тоннель и наблюдать за пролетающими мимо фонарями (видеохудожник — Анастасия Иванова).

Нам, фанатам московского метро, радостно и приятно. Да и всем прочим весьма атмосферно и красиво. (Осталось выяснить, почему плакат, рекламирующий «Пушкинскую карту», приглашает в Рыбинский театр кукол. Это — главная интрига постановки для меня.)

Хочется поаплодировать и художнику по свету Станиславу Теуважукову — в этом спектакле от его работы зависит чуть ли не 50% восприятия большинства сцен.

Вербатим, который я ещё недавно с лёгкостью представила бы на какой-нибудь другой площадке (скажем, в той же «Практике» он идеально смотрелся бы), но не в «Моссовете», в исполнении прекрасных артистов (а в спектакле, кроме вышеупомянутого дуэта главных героев, заняты Дарья Таран, Ваня Пищулин, Евгения Лях, Дарья Емельянова, Михаил Филиппов, Владимир Прокошин, Дарья Балабанова, Антон Аносов и Андрей Смирнов) настолько погружает в себя, что с удивлением встречаешь окончание каждого из актов — время пролетает совершенно незаметно, и хочется продолжения.

Конечно, не все монологи (а также диалоги и массовые сцены) получились одинаково удачными. Но, во первых, здесь всё будет в основном зависеть от ваших вкусов и жизненных воззрений. А во-вторых, на фоне более «ровных» рассказов ещё выпуклее смотрятся самые острые и насыщенные.

Главное же, что каждый из элементов вербатима является маленьким спектаклем в спектакле: он построен по всем законам драматургии, с завязкой, кульминацией и весьма нетривиальной развязкой.

Единственное, что монолог Дарьи Таран — очень проникновенный и неожиданный — я бы предпочла воспринимать в чуть менее приближенной к реальности форме. Не хочу раскрывать карты, потому напишу иносказательно: смысл текста ускользает от зрителей, хоть зал и замирает, почти не дыша и стараясь вникнуть в то, что говорит актриса. Думается, если бы дикция персонажа была хоть на гран более «обычной», суть отрывка осталась бы прежней, но ценность повысилась бы на порядок — просто потому, что публика оказалась бы «в теме».

И несколько странно и неуместно выглядит сцена с докторами. В последнее время всё в нашей жизни меняется так быстро, что ковид кажется настолько устаревшим и неактуальным инфоповодом, будто случился в прошлом веке. И, да, звучат трогательные тексты, режиссёр расстарался на славу, придумав самый интересный по «картинке» момент спектакля… Но ты сидишь, смотришь на артистов — и тебе как-то неудобно, будто появление в ткани постановки столь лишнего отрывка — лично твоя вина.

Но, тем не менее, «Москва. Полный круг» — определённо лучший вербатим из виденных мной. И тут заметьте — вообще-то данный жанр я не слишком привечаю, не близок он мне. А премьеру «Моссовета» с радостью посетила бы повторно, потому как зацепила она меня. Сыграла на верных струнах души.

И даже хорошо, что сам сюжет, внутри которого существуют документальные сцены, столь наивен и прост. В более замудрённой «рамке» вербатим мог бы потеряться, а вся конструкция спектакля стала бы невероятно тяжёлой и некомфортной для зрителя. А у Пархоменко — равновесие, позволяющее выставлять нужные акценты, но при этом избегать провисов и эмоциональных пустот.

«Роуд-муви по кольцевой линии московского метро», как обозначен спектакль на сайте театра (и прописные буквы не я упустила, так и было), получилось увлекательным и небезынтересным. Замечательно, что этот вербатим рассчитан на самую разнообразную публику — от любителей старой доброй классики до фанатов творческих экспериментов (потому как, по сути, постановка все эти грани в себе заключает). Перед нами тот самый современный театр, который я искренне могу рекомендовать всем.

…кстати, не лишним будет и напомнить себе, что ты, любимый, центром мира не являешься. Вокруг тебя — такие же люди, с их проблемами и радостями, «тараканами» и уникальными чертами. Может быть, понимай это каждый из нас, жизнь стала бы хоть чуть, но проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.