IMG_2713Казалось бы, только в августе я посмотрела (после длительного перерыва, каюсь) «Суперзвезду» в Моссовете, и вот, нате вам, иду ещё — 21 октября. Откровенно говоря, не так и хотелось — последнее посещение театра опечалило: Тех Самых Эмоций, которые захлёстывали и перехлёстывали после каждого ИХС, не было и в помине. Видимо, это старость, решила я. С годами, мол, всё ощущается по-другому.

Но вдруг муж робко намекнул, что он был бы не против тоже повторить просмотр «Суперзвезды», да и я с робкой надеждой решила дать любимому с детства спектаклю ещё один шанс. Потому сделала то, чего прежде никогда не позволяла себе, собираясь на ИСХ: изучила составы и купила билеты, исходя из фамилий актёров.

Да-да, до этого момента «Суперзвезда» существовала в моей голове как едимое и неделимое целое, и, пусть у меня были и любимчики, и Адоскин те артисты, которых я бы предпочла заменить на уже упомянутых любимчиков, но я никогда не выбирала и шла в театр наобум — как судьба распорядится, того и смотрю. Мне сложно даже объяснить, почему так. Традиция родилась в те давние дни, когда составы узнать было просто негде — за отсутствием интернета как такового. Ну, а потом я сожрала кучу кактусов, любуясь не слишком ударными сочетаниями артистов на сцене и пропуская феерии.

Впрочем, справедливости ради, замечу, что в программке «Суперзвезды» мало имён, коотрые меня отпугивают от просмотра. Скорей, всё зависит от сочетаний оных (тот же августовский показ тому подтверждение — сошлись же звёзды, блин).

Ну, так вот. Увидев сочетание «Богданов-Панфёров», я просто не смогла удержаться и не купить билеты. Остальные меня на тот момент волновали мало — я на самом деле очень захотела увидеть именно такой дуэт Иисуса и Иуды. И ведь фатум сжалился-таки надо мной, и в итоге Сторожик не играл Пилата Гусева в тот день была в другом месте Дёрова вернули в труппу весь творческий коллектив на сцене подобрался на ура.

И оказалось, что я всё ещё могу испытывать от «Суперзвезды» те же самые эмоции, что и в 15 лет!.. Дело-то, надо же, было не во мне, а в составе!..

На этот раз паззл сложился. Все элементы были на своих местах (ну, кроме одной из балетных близняшек Адамович — ни разу такого ещё не видела, только парой их всегда наблюдала), и я впервые осознала мотивы и переживания каждого персонажа. Я ВСПОМНИЛА о том, что такое — «Иисус Христос — суперзвезда» на самом деле.

Сначала — о количестве народу в зале. Как-то так.

IMG_2668

Думаю, видите, что даже на самом верхнем ярусе битком.

А мы вот на пятом ряду партера были. Обнаружилось (или вернулось в актив сознания), что именно отсюда складывается цельная и красивая картинка спектакля. Из первого ряда (как мы в прошлый раз сидели), конечно, видны всякие мелочи, но ощущения причастности, как ни странно, у меня не возникло. Слишком близко (это особенность театра и постановки).

Ну, что я могу вам ещё сказать? Всё было настолько круто, что даже критиковать мне нечего… почти. Да что там я — справа от меня две тётеньки сидели, и одна в антракте вся на возмущение изошла. Мол, и стена не похожа на израильскую — она там была, она знает (э?..). И костюм у Иисуса не тот. И «какие жрецы?! Не было там никаких жрецов!!!» И «новейшие исследования доказали, что Магдалина не была блудницей, а жила в местности, где допускалась непокрытая голова»… Так вот, даже она, эта дама, после поклонов восторженно сообщала, что счастлива, что дошла до театра, и всё не-пов-то-ри-мо!..

Ладно, давайте я вам про актёров расскажу. И это будет первый (за долгое время) случай, когда я буду всех совершенно искренне, без всяких «но», хвалить почти всех — кроме одного звена…

Первосвященники — Вячеслав Бутенко, Леонид Сенченко, Андрей Межулис. Если б вместо последнего был Бобровский, то получилась бы полнейшая «классика». Но и Межулис играет эту роль уже без малого сто лет (начинал, как и Ярёменко, с кучеряшками по плечи; вывод: ИСХ лишает волос!..). Про первых же двух сказать могу лишь то же, что и всегда: ну прямо монстры сцены!.. Сенченко, правда, человек-ксерокс, он вот уже почти 25 лет играет одно и тоже из спектакля в спектакль, но ведь делает это здорово. Бутенко периодически вносит в роль мини-корректировки (ну, где-то раз в пять лет) и этим от Сенченко отличается. Плюс не будем забывать о феерических сценах с Бобровским (не в роли Савла, конечно, там тоже по накатанной дяденьки играют, а в качестве Пилата), которые всё-таки частенько дарят залу маленькие экспромтики.

А Межулис-Савл… Ну, да, не Бобровский. И даже не сам Межулис в «Однажды в Одессе», где Андрей блистал, как тот алмаз. Да что там, он строго следует заветам Сенченко и дудит в ту же дуду роли, что и при введении на оную (а я знаю, я была на том спектакле в прошлом веке — и слова «в прошлом веке» тут не для усиления эффекта, а объективная реальность). Только лично мне не нужно никаких изощрений — «зелёные-полосатые» всегда хороши.

Увы и ах, но я не могу не печалиться на «фонограммных» моментах — все, понимаете ли, поют, а первосвященникам периодически приходится чисто рот открывать (причём, Межулису хуже всех — он же «фанерит» под вокал Бобровского). Ну как так, неужели оригинального минуса без записанных голосов нет? Кто и куда его задевал?

Симон Зилот — Михаил Филиппов. С того самого времени, когда ушёл Майков (а это, слава Кришне, случилось почти 10 лет назад), я видела в роли Симона ТОЛЬКО Кузнецова. Прикиньте?.. Да я вам больше скажу — в составах на 21 октября предварительно указывался Кузнецов. Да что там составы — он и в программке был отмечен. Да ладно, в программке — он и на одном из мотоциклов (вторым управлял Филиппов) на сцену в начале и финале выезжал. А играл Симона при этом — Филиппов! Которого лично я видела, как вы сами уже поняли, впервые. Уж не знаю, что там случилось с Олегом — занемог ли или ещё чего — но вот спасибо ему за возможность оценить в деле Михаила (а на Кузнецова я скоро на концерте «Норд-Оста» насмотрюсь).

Так вот: я впервые за 20 лет увидала внятного Зилота (впрочем, Стёпина я помню плохо, так что давайте так — будем судить начиная с Майкова). Я поняла, чего он вообще хотел, какие у него были мотивы, и как он относился к Иисусу. Для меня стало открытием, что пропевая строки: «Мир пал на колени, лобызая твой престол,» — Симон может реально сокрушаться о потерянных возможностях и жалеть Иисуса, а не язвить. А эмоции Кузнецова я в этом моменте вообще не распознаю — он изначально, кстати, «не мой» Зилот (даже непоющий и фигачащий мимо нот Паша Майков был мне ближе, у него была своеобразная харизма). Мечтаю увидеть Олега в роли Пилата — вырос же уже из «симоновских штанишек», вводили бы игемоном почаще, а не просто в качестве аттракциона.

Так, стоп, я же про Филиппова пишу. В общем, просто отлично. Редкое зрелище: Симон Зилот — интересный выпуклый персонаж, а не просто дядька в плаще, который ходит по сцене и иногда что-то поёт.

Царь Ирод — Антон Аносов. Ещё одна «премьера» для меня! А то я из «действующих Иродов» один раз видела Маякина, а всё остальное время любовалась на Смирнова (вспомнила: с тех пор, как более 10 лет назад мне однажды выпал Иродом Ревенко, этот период длится — «смирновский» с коротким перерывом на Маякина). Ну, и вот теперь — Аносов.

И я опять же поняла новое об этом персонаже — в частности, почему вся его сцена идёт лицом в зал. Да, это шоу — но у Смирнова это шоу ради шоу, ради самолюбования, ради хохмы — он красуется по большей части не перед зрителями (читай — «народом»), а перед своей свитой. Ирод Аносова же действует во благо себе как политику — то есть, зарабатывает поддержку народа. Сцена — его трибуна, и он толкает с неё речи (пусть это и юмористическая песня об Иисусе). Ирод Аносова — отнюдь не банальный самодур. Он выходит полнейшим победителем из ситуации. Даже кретинская сцена с фокусами-цветочками предстаёт в выгодном для тетрарха свете — это ещё одна политическая победа Ирода.

А в целом — всё мило, забавно и точно. Хоть Смирнов мне и привычнее и, наверное, милей — он ведёт себя на сцене легко, он играет, он приковывает взгляды. Но в персонаже Аносова есть какая-то дополнительная глубина. В общем и целом, это — первый после Смирнова из «молодых Иродов», которому я сказала: «Верю». Ибо даже Макаров не смог достичь Прохановской лёгкости в исполнении этой роли, а Маякина я видела сразу после ввода, и тогда ему было ой как сложно…

Понтий Пилат — Александр Бобровский. А Александр Алексеевич, в отличие от первосвященников, сыграл в традиционную для себя игру «Ни дня с повторами!» Очередное переосмысление образа Пилата — и опять в точку (да я в принципе только одного не слишком удачного Пилата у Бобровского видела, когда его в комические степи занесло… и то было терпимо — потому как мастер). Это нереально круто — каждый раз раскрывать для себя Пилата по-новому. Ну, так, как он сегодня Бобровскому нарисовался. На этот раз было нечто устало-философствующее, местами по этой причине переходящее на речитатив. Но про Бобровского писать нереально — я не знаю столько хвалебных эпитетов, я же язва, а тут мне как раскрыться?..

И я уже упоминала сцены с Бутенко-Кайафой. Всё-таки, эта парочка клоунов — Бим и Бом создана для того, чтобы играть дуэтом. Это надо смотреть, короче говоря. На этот раз вне всякой конкуренции — «диалог» Пилата и Кайафы во время допроса Иисуса («диалог» в кавычках — ибо первосвященник-то молчал, но все реплики Пилата были обращены не к пленнику, а к Кайафе).

Про вокал я в принципе ничего говорить не буду — я со всем трепетом промолчу.

Иисус из Назарета — Михаил Панфёров. Именно этот товарищ году в 2004-м раскрыл мне глаза на роль Иисуса: оказывается, она бывает не только скучной и тоскливой (угу, я до сих пор не сторонница Казанчеевского прочтения), но и вполне человечной и яркой. Даже в первом действии (во втором-то можно «спрятаться» за «Гефсиманией»). Вот я и пошла на Панфёрова, чтобы «заесть» Анохина. А Миша, знаете ли, всё так же даёт стране угля. Правда, его Иисус стал ещё более истеричным (прямо изрыдался весь в главной своей арии), но нам, холерикам, это нравится.

Вокально же Панфёров меня всегда радовал. Правда, поначалу он достаточно долго «раскачивался» — даже на «Осанне» слышались некие проблемы (судя по сорвавшемуся голосу в моменте «Если безгрешен, брось в неё камень», когда Миша мастерски просто спел остаток воззвания не фальцетом, а на октаву ниже, сезонные проблемы с горлом). Я опасалась за «Гефсиманию», но это я зря. Было ого-го как шикарно. У меня аж Те Самые Мурашки по коже побежали. В общем, Панфёров чудесен.

Хочу теперь снова Вальца посмотреть.

Иуда Искариот — Андрей Богданов. Ну лапочка же!.. Как я ответила на резонное замечание моей соседки по залу: «Да видела я вашего Ярёменко. Этот — лучше!» Во-первых, я постоянно забываю, насколько Андрей классно поёт. И, кстати, это первый Иуда, который не выезжает на рычании (излишним использованием этого приёма грешил даже Дёров). Понятно, так проще показать чуйства и эмоции. А Богданов умеет и по-другому это делать.

Во-вторых, Андрей с моего предыдущего просмотра «Суперзвезды» окончательно отстроил свой образ, и он мне весьма нравится. Кстати, этот Иуда первый ещё и в том, что он — ВМЕСТЕ с Иисусом, а не просто рядом с ним. Иуда-Ярёменко всегда был сам по себе — и в первой интерпретации роли («Ай, какой я умный и красивый!..), и в новой (дрожащей и жалкой). Иуда-Дёров открыто конфликтовал с Христом, по-подростковому требуя вершить изменения мира. А вот Иуда-Богданов — он с Иисусом в одной компании. А что нехорошо получилось в итоге… Ну, обстоятельства были против всех.

И наконец-то, наконец-то меня не покоробила фраза Кайафы: «Вон Иуда лукавый, человек без лица, ради собственной славы он продаст и отца» (ни один из «моссоветовских» иуд ей не соответствовал никогда). В варианте Богданова мерзкий первосвященник гадко убеждал бедного Иуду, что он — такой, внушал ему столь разрушительные мысли (и в том, что со стороны этот момент выглядел именно так, полностью заслуга Андрея и его актёрского таланта, ведь реплика Кайафы — фонограммная, так что как-то по-другому она прозвучать не может).

Да, я всегда говорила (и буду говорить), что Иуда Дёрова — моя любовь (мы, холерики, чьи сердца требуют перемен и признания, страшные люди). Но не могу утверждать, что Богданов далеко отстоит от этого эталона. Конечно, он — совсем другой. Но невероятно прекрасный.

Вот ещё что. Я всегда любила «сцену за решёткой» у Ярёменко (в смысле, Иудины метания за спинами первосвященников во время заговора). Его пантомима в этом моменте — это нечто (к слову, любимый Дёров всю дорогу спиной к зрительному залу в это время сидел, редиска такая). Так вот, господа: Богдановская молчаливая работа за решёткой теперь — на голову выше и интересней (угу, я субъективна).

Даже не знаю, как и сказать… В дичайшем восторге я от Богданова.

Ну и вообще, весь день сегодня арии из «Суперзвезды» распеваю. И на душе так возвышенно-возвышенно…

Надо, что ли, почаще себя водить на это мероприятие. А то одичала вконец. Да и соскучилась…

4 комментария для “«Иисус Христос — суперзвезда»: вспомнить всё…”
  1. едиМый — это хорошо:)))

    Богданов ужасен, но тут каждому свое. Как сказал один хороший артист, он вне профессии. Ты видео эфира про Яр видела? очень познавательно:)

    никогда не думала, что Настя холодная, но кому что видится.

    1. Хорош цепляться к опечаткам. :)

      Видео никаких не видела, хороших артистов не слышала. Написала лишь о том, что созерцала лично — а это было круто (я вообще стараюсь складывать впечатление о спектаклях и артистах, опираясь на свои 5 чувств, и единственный товарищ, которого я неприемлю по рассказам, не желая увидеть эту феерию лично, — это некто Рагулин).

      Давай предположим, что Богданов вне профессии и вообще бездарь (можно в качестве доказательства привести тот факт, что проекты, в которых он участвовал и участвует перечисляются по пальцам). Ок, не вопрос. Но за кучу лет можно и зайца научить курить. И роль можно выстроить и сделать её хорошо.

      Так что, как ни крути, или Андрей умница, или же выгрался к концу 2014-то года. Кому как больше нравится.

      А по Насте… Меня тоже всегда удивляло, что ты в ней этого не видишь. :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.