В моей огроменной коллекции аудиозаписей различных версий разлюбимейшей рок-оперы Jesus Christ Superstar уже лет эдак 15 (а то и больше) живёт вариант театра «Рок-опера» из Санкт-Петербурга.

Исторический экскурс для тех, кто не в курсе. В 1966 году в Ленинграде появился ВИА «Поющие гитары». В 1975 году ВИА представил на суд зрителей революционное творение: зонг-оперу «Орфей и Эвридика» («зонг» — дабы не использовать крамольное слово «рок»). Проще говоря, музыкальный коллектив буквально опередил своё время, начав взращивать и пропагандировать неведомый доселе на просторах страны жанр.

В 1979 году «Поющие гитары» подарили миру авангард-оперу «Фламандская легенда», в 1982-м — оперу «Гонки», а в 1985-м — рыбниковскую «Юнону и Авось». (Заметьте, сейчас я не затрагиваю уровень и качество постановок, а тупо перечисляю факты и даты.)

И настал год 1989-й. ВИА «Поющие гитары» официально стал театром «Рок-опера» (у которого как не было, так и нет своей собственной площадки).

Как я могу судить, первой постановкой новорождённого театра с давней и славной историей и стала рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда», созданная экс-ВИА в честь 1000-летия крещения Руси и получившая церковное благословение.

И, как бы мне ни было горько это осознавать, моссоветовская «Суперзвезда», свет очей моих, получается, действительно вышла на подмостки на год позже ленинградской «сестрёнки»…

С тех пор «Иисус Христос — суперзвезда» живёт и процветает, идёт как в родном Питере, так и ездит на гастроли… Вы, наверное, помните постоянные скандалы — мол, религиозные фанатики потребовали запретить показ рок-оперы в таком-то городе? Так это про сию версию как раз!

В марте театр «Рок-опера» нагрянул в наши края. И я просто не могла не пойти на эту «Суперзвезду». У меня было четыре причины. Первая: я ж коллекционер аудио, видео и впечатлений. Ещё одна JCS (да ещё эдакий древний мамонт) в моей копилке была совсем не лишней. Вторая: фанатики снова засотрясали кулачками, требуя отменить столичные показы и виртуально вопя о штурме театрально-концертных залов. Как пропустить такое ругаемое «знатоками» шоу? Третья: я — человек ленивый, а тут спектакль в мой родной ДК моего родного Красногорска привозят. Это ж три минуты на автобусе или 15 пешком. Тут хоть агорафобией страдай, а доберёшься.

Ну, и четвёртая. Я, как вы понимаете, слушала аудиозапись. Более того — видела видео (старенькое, правда). И я знала заранее, что всё это — очень, очень плохо… Живым людям показывать нельзя. Запретить под страхом трёхкратного просмотра мюзикла «Яръ» (знаю, что жестоко, а что поделать?..).

Так что, сами понимаете, купила билет и 25 марта оказалась в родном, как мама, зале ДК «Подмосковье». Сразу замечу, что фанатики ожидаемо оказались храбрыми только на просторах интернетика и не посетили нашу скромную юдоль.

А теперь готовьтесь. Я буду ругать. Так что, ежели вы испытываете нежность к питерской «Суперзвезде», закрывайте страничку и идите по своим делам. Здоровье у нас одно.

Друзья, предчувствие меня не обмануло. Я тосковала, зевала, рвалась в Моссовет душой и телом, проклинала момент, когда мне в голову взбрело посмотреть эту жесть, и развлекалась только фотографированием и периодическими жалостливыми криками в мессенджерах (вот вы сейчас можете оценить степень моего ужаса от происходящего, раз уж законопослушная в этом плане я с завидной регулярностью зависала в телефоне, и мне не стыдно в этом признаваться).

Обалдевать я, признаюсь, начала сразу с порога, обнаружив вложенный в программку текстик про тайну библейских скрижалей (промежду прочим, с цитатами из оных), проиллюстрированный фотографиями спектакля. Как-то даже для меня это перебор.

Впрочем, сразу понятно отношение создателей к собственному детищу. Имеют право. Наверное. Или нет.

Далее. Перевод. Он меня веселил давненько, чего и вам желаю (вот, можете скачать Word-файлик). Не буду разбирать вирши сии в подробностях, просто посоветую распечатать их и прикладывать бумажки три раза в день к голове всем тем, кто имеет привычку критиковать вариант Кеслера.

Но вот что интересно: у питерцев в спектакле нет Иисуса, Марии и Иуды. Есть только Джизус, Мэри и Джудас (интересно, а чем им Пайлэт, Хирод и Кайяфас не угодили, раз они их в нашем стиле именуют?..). Они это решение, безусловно, вдумчиво объясняли не раз, но слушается феерично. И, да, я напомню, что называется их постановка вполне по-человечески: «Иисус Христос — суперзвезда», а не «Джизус Крайст — суперстар», как они сами поют на сцене. Прям вспоминается анекдот про трусы и крестик, простите…

В спектакле отсутствует загробная ария Superstar от Иуды — ну, понятно, здесь — не про это нам вещают, тут финал — вообще что-то вроде воскресения Иисуса. (Не только питерцы такой финт ушами сделали — в том же орловском театре «Свободное пространство» в спектакле «Иисус», помнится, молодой Дмитрий Ермак в качестве Иуды тоже был лишён финальной арии, зато главный герой долго и красиво воскресал под переосмысленную Could We Start Again Please.)

Зато есть всем редкостям редкость: почти никем не используемая ария первосвященников Then We Are Decided. Но не скрою, только ради того, чтобы услышать её собственными ушами, я бы не советовала идти на данную постановку…

Танцы. По ходу, во время их сочинения хореограф был «болен, и устал, и эту ночь не спал». Просто ансамбль 90% времени проводит если не лёжа на сцене, то сидя. Так и пляшет.

В общем, в известной телепередаче всем дружно бы проорали: «Вы не в танцах!» Хотя видно, что народ умеет двигаться и мог бы продемонстрировать нечто более сложное и симпатичное. Как тут не вспомнить Мадам из «Золушки» с её: «Это антихудожественно!» Да, это — лучшее определение, поверьте.

Пластика находится на таком любительском уровне, что с завидной регулярностью пробивает пол и стремится в адские пропасти. Впрочем, есть грань спектакля, по сравнению с которой танцы гениальны.

Это я про труд режиссёра-постановщика.

Что сие было, я извиняюсь? Детсадовский утренник? Это вообще спектакль или творческая тусовка друзей, которые на коленке за полчаса сварганили шоу для родных и близких?

Минимализм — это круто. Но только в одном случае: если он преподносится талантливо. Здесь же — минимализм беспомощный и ученический.

И я даже не про ручные микрофоны говорю, в которые поют главные герои. В конце концов, это, как я осознаю, эдакие осколки истории. 30-40 лет назад только так рок-оперы и игрались — с «ручниками». А театр «Рок-опера» то ли остановился в развитии, то ли не имеет финансовой возможности решить вопрос с головными микрофонами, то ли счёл этот момент своеобразной фишкой — пусть их. Поверьте, микрофоны в руках вообще не мешают. (А вот если б их ещё использовали не просто как средство звукоусиления, а как инструмент для более выпуклой демонстрации тех или иных черт персонажа, я бы плакала от счастья… Но не от того театра я сие требую.)

Непрофессионализм в каждой мизансцене. И ведь есть интересные и оригинальные задумки, но они воплощены в жизнь так, что садись и рыдай, посыпая голову пеплом.

Мне действительно было бесконечно тягостно смотреть спектакль. Я совершенно не понимаю, за счёт чего он существует столько лет, и почему его любит публика (а фанаты имеются, как ни крути, и их масса).

Это просто не театр. Это — насилие над материалом. Такое можно было сотворить в 1989-м — на волне изменений в стране, надышавшись вольным ветром свободы. Просто вот взять — и, не умея режиссировать, сварганить постановку, следуя повелению души.

В наши дни подобное смотрится смешно и наивно. И я теперь буду бить себя по губам, если вздумаю распинаться на тему архаичности версии Моссовета. Да она же мегасовременна — по сравнению-то с… И её создал Мастер! Так что качество не скроешь даже за изношенными до дыр костюмами.

Ну, и артисты… Я тут подумала и решила отступить от собственных правил — не буду повествовать о каждом. Просто не хочу — не тот спектакль. Потому буду вещать в целом — и местами перечислю кое-кого поимённо.

Я не из тех, кто кричит, что возраст — помеха для подачи роли. Видывала я не самых юных артистов, которые так презентовали молоденьких персонажей, что сказка ж. Но не в данном случае.

Понимаю, что тыкать пальцем в графу «дата рождения» некорректно, но когда Иисус и Магдалина… простите, Джизус и Мэри явно не вчера сошли со школьной скамьи, а таланта, чтобы сбросить на сцене гнёт возраста, им не хватает, непонятно, зачем вообще нужно этот чемодан без ручки тащить.

И ведь Владимир Дяденистов (только что обратила внимание, что в программке он «Дядянистов» — ещё одно проявление высшей степени профессионализма) — Джизус — носит гордое звание заслуженного артиста России. А плохо всё. И вокал (раньше было лучше, судя по записи, сейчас — невозможно воспринимать, и это — объективный факт). И актёрская игра… которой нет. Джизус весь спектакль провёл с одним и тем же выражением лица, время от времени взмахивая ручками, перемещаясь по сцене и падая оземь. Это он, типа, больше Бог, чем человек, и потому не пробиваем даже танком? Ну-ну…

Я не сводила глаз с лица Джизуса, чтобы отметить малейшее дрожание хоть единой мимической мышцы. Фигушки мне. Если это — актёрская работа, то я — японский телевизор.

Спасибо за то, что Ирод лишился своего основного «достоинства» — ярко-розового тряпичного фаллоса до колен, привязанного к поясу. Не знаю, как давно исключён данный элемент спектакля, но он нереально взрывал мне мозг, когда я смотрела видео и фото (ну, ведь тоже детскость и неуместность — ибо если уж решаете эпатировать, то подавайте грамотно). Может, как раз за это надо поблагодарить бешеных религиозных фанатиков? Не из-за их ли активности Ирода нарядили в блестящие трусики?..

А вот кто меня искренне порадовал, так это великий и ужасный Богдан Вивчаровский. Человек, простите, 1939 года рождения. Ещё со времён «Поющих гитар» в коллективе. И его Пилат — в рамках вышеописанного мракобесия — просто глоток свежего воздуха. Плюс тут тот случай, когда возраст оказывается бессилен в борьбе с силой вокала.

Про остальных — не буду. Нет желания. Хотите — сами идите и смотрите. А у меня мозг болит, когда я о питерской «Суперзвезде» вспоминаю — и представьте, каково мне сейчас этот отзыв сочинять…

Поговорим о плюсах? А знаете, они есть. Для меня их два.

Вокал. И ансамбль, и герои поют первостепеннейше (вычтем Джизуса, увы, это мои уши еле вынесли). Вот приставь к моей голове пистолет и заставь раскритиковать пение — не смогу. Честно-честно.

Любовь к спектаклю. Да-да. Хоть плохонький, да свой. Каждый родитель души не чает в своём чадушке. Видно даже из задворок амфитеатра, что все артисты, выходящие на сцену, работают от души, пытаясь отдать залу себя целиком.

Ну, нет возможности — в заданных им-то рамках. Но они из кожи вон лезут, стремясь донести свои чувства до публики.


Финиширую печальной мыслью. Увы, но отзывчивый красногорский зритель умудрился настолько проникнуться спектаклем, что аж устроил стоячую овацию. (Что правда, случайную — народ повставал, чтобы в гардероб бежать, а артисты снова вышли на поклон. Пришлось продолжать хлопать в вертикальном положении — а тут уж и остальные поднялись, чтобы дураками себя не ощущать.) И в очередной раз подслушивала, что говорят окружающие. Они просто в восторге были по большей части.

Я, конечно, понимаю, что Красногорск далёк от культуры и просвещения (целых 20 минут до ближайшего метро без пробок из моей части города). И до Моссовета ну не добраться ни в жисть. Но у нас же театралов — несчитано (вы учтите, что все показы в рамках гастрольного тура, кроме нашего, были отменены, ибо нигде не покупали билеты, и только мы ответственно организовали аншлаг). И вот КАК все эти прекрасные люди не увидели того, что морально убило лично меня?..

Впрочем, проблема может быть исключительно во мне, правда? Ведь тысячи мух не могут ошибаться. А тут все движутся в едином направлении — и только я по встречке.

Ёрничаю и ерепенюсь, безусловно. Но мне можно — я питерской «Суперзвездой» в голову раненая. А это за неделю не лечится…

6 комментариев для “«Иисус Христос — суперзвезда»: прямо из Санкт-Петербурга!”
  1. Какая же Вы кретинка, прости Господи. Хорошо хоть остальные зрители поняли, что к чему, и наградили артистов овацией, а не ведром дерьма. «Таланта не хватает» — надо же такое написать, госпожа самодеятельный критик ))) Артисты и постановщики не виноваты в том, что у Вас таланта не хватает и Вы пытаетесь восполнять это прискорбное отсутствие словесным поносом )

  2. Ой, эти «Джудасы», воткнутые там, где их в оригинале не было Т_Т
    А вы смотрели версию театра Стаса Намина? Я пыталась видео посмотреть, но на фразе Иуды «И кажется тебе, что Бог и вправду есть» мое терпение кончилось. Это что был Иуда-атеист? ШТА? О_о

    1. Смотрела очень давно, когда ещё не было русскоязычного варианта. Вдоволь нахохоталась над тамошним английским.

      Впрочем, было мило и симпатично, и я хочу повторить поход.

  3. Знаете. а вы не виноваты. Это нормально… К сожалению, мы так устроены. Ваше восприятие питерской версии совершенно эдентчно моему восприятию московской. Но вы молодец! Вы хоть смогли заставить себя дослушать. Я московскую версию начинал слушать раз пять, честно давая себе слово: «На сей раз обязательно дослушать»… но не смог… Тошнит на середине первой арии. Не возможно воспринять. Всё что нас с вами отличает — умение воспринимать мир таким, как он есть. Он разный, и и у каждого свой. Я это понимаю и великолепно отношусь к московской версии. Имеет право быть. И всё! Точка. Вы слушали одну версию, очевидно её полюбили, а теперь думаете, что вам понравиться другая? Да никогда! Поклонники Битлз ненавидили Ролингов. Пойдём бить им, мягко сказано «лицо»? Вы любите свою маму, и не говорите, что вы вдруг вот так сразу полюбите другую. Впитали московскую версию — отлично…. Смиритесь с тем, что есть другая.
    Вы написали очень интересный текст. Именно текст. Я вас поздравляю. В вас есть искра… Только всё это напоминает какой-то пасквиль. Простите, элементарный наезд. Ленинградская версия катается по стране с 1989 года, и как-то пока не снята с проката. Меня не было в Питере 25 лет, заехав туда, я с удовольствием отметил, что зал по прежнему полон, исполнение неплохое, и опера жива. В отличие от вас получил удовольствие. Тоже, право имею. То что вы пишите — смешно…
    Существуют две версии, с двумя лагерями поклонников. И что? Пускай существует. И для каждого, будет своя. Существует два перевода романа Ж. Верна «Таинственный остров». Тот кто впервые прочитал любой из них, второй уже не воспримет. Для одних юноша будет Харбертом, для других — Гербертом. Ну вышло так, и что дальше-то. Сжечь один? Надругаться над другим? Глупость какая-то.
    С таким же успехом можно запросто облить грязью Захаровскую версию «1 2 стульев», только на том основании, что больше нравиться Гайдаевская. Что лучше «Дети капитана Гранта» с Черкасовым, или говорухинская 1989 года? Старые или новые «Два капитана»? Моя мама, даже за деньги не станет смотреть новую. (Даже за большие). Заставить не смог. Плюнул. Бесполезно.
    Самое худшее в критиканстве это мнение ради мнения. Надо быть терпимее, и понимать, что если вам что-то не нравиться, не говорите, что это плохо. Это всего лишь, ваше суждение. Аккуратнее будьте со словом. «Не судите, и не судимы будете»… Как-то так… Удачи вам…С уважением…

    1. Знаете, спасибо большое за ваш отзыв. Видно, что вы действительно любите питерскую версию, и, несмотря на то, что вам было явно неприятно читать мой текст, вы остались в культурных рамках (а это не каждому по силам, поверьте, чего я только ни читала за те годы, что пишу отзывы) и высказались аргументированно.

      Я просто хочу уточнить, что мой опыт знакомства с «Суперзвездой» не ограничивается двумя версиями. Эту рок-оперу я нежно люблю, и ни в жизнь не посчитаю, сколько её вариантов я слушала и смотрела (пусть и на видео). Но, да, моссоветовская стала первой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.