Я смотрела моноспектакль Дениса Сококотягина «Аккомпаниатор» дважды: 3 июля прошлого года в любимой библиотеке №36 и 19 января 2019-го в Музее Бахрушина. В первый раз я ограничилась кратким отзывом в социальных сетях. Сейчас не удержусь и выскажусь здесь.

Моноспектакли как класс — это идеальная возможность для их создателей громко, эдак во весь голос, максимально подробно и доходчиво поведать миру о некоей важной для себя проблеме. Донести Мысль. Открыться миру, если позволите. И наиболее ярко и откровенно это получается, когда на сцене мы видим не просто артиста (хоть и трижды гениального), придирчиво выбранного постановщиком, а самого автора спектакля.

Вот как раз такова ситуация и с «Аккомпаниатором». Денис Сорокотягин выступает и в роли режиссёра-постановщика, и в качестве актёра, и даже композитором является тоже он (да-да, в моноспектакле звучит несколько сочинённых специально для этого действа мелодий и песен, и именно по этой причине я вещаю об «Аккомпаниаторе» в мюзиклоблоге). И, как бы сложно мне ни было писать этот отзыв (гораздо легче вещать о людях, которых не знаешь вовсе — или чисто шапочное знакомство имеет место быть), я попытаюсь быть конструктивной.

Пьеса Марселя Митуа была написана в 1960-м году, и потому, при всей её актуальности, она пропитана духом ретро. Таков и моноспектакль Дениса: будучи современным, он как бы существует где-то там, в прошлом, тем самым несколько притупляя эмоции публики… в нужных местах. И, напротив, доводя их до максимума там, где задумал создатель.

Откровенно говоря, очень тяжёлый материал. Каждый из нас, наверное, не раз чувствовал себя никому не нужным — и потому отлично понимает главного — и единственного — персонажа моноспектакля, безымянного аккомпаниатора Большой Звезды. Да, когда-то нынешний аккомпаниатор, сидящий в своём тёмном углу и мечтающий попасть в луч прожектора, был близок к славе. Но кто он теперь? Всего-то — «мой аккомпаниатор», как представлял нашего героя публике «он» — Звезда, любимая народом.

И то ли Марсель Митуа предугадал, скажем, мотивы убийцы Джона Леннона, то ли Марк Дэвид Чепмен был знаком с пьесой (впрочем, идея-то не нова, и не один Чепмен выбрал этот путь), но наш аккомпаниатор задумал подняться на пьедестал, убив свою Звезду («Он умер «звездой», а я ею стану… на суде присяжных»)… Или же это были просто фантазии?..

В короткой пьесе Митуа финал прост и однозначен. В моноспектакле Дениса всё иначе. Я, к примеру, так и не пришла к однозначному выводу, сколько же человек умерло в итоге. И это здорово и правильно.

Где кончаются больные фантазии аккомпаниатора? В какой момент он перестал играть — ИГРАТЬ! как актёр, а не как музыкант! Или… не переставал? И кто виноват в том, что, собственно, произошло? Почему каждому из зрителей кажется, что лично он?

Несомненно, трижды тяжело смотреть этот моноспектакль тем, кто связан с актёрской профессией. Ибо через непризнание и забытье проходят тысячи — так или иначе. Но и «простые смертные» без проблем влезут в шкуру аккомпаниатора — и поймут его. И оправдают. Даже если… Даже если его кажущиеся фантазии — чистая правда.

И ведь персонаж — отвратителен. Его жалко до боли, его трудно видеть и слышать, хочется отвернуться и убежать… А всё равно узнаёшь себя в нём. Может, потому и особенно сложно смотреть на аккомпаниатора?

Что касается песен… Они как-то грамотно рассыпаны по тексту пьесы — и частенько идут в разрез с ней. Скажем, кульминация спектакля — все сидят, не шевелясь, слышно, как муха пролетит — и нате вам, разудалая «Это я его убил» в том самом стиле «идола мюзик-холла». От того — страшней.

Я тут уже понасыпала ненужных спойлеров, но не буду редактировать написанное. Всё равно — вас проймёт. Эти 50 минут (а ровно столько — ну, плюс-минус — длится «Аккомпаниатор») заставят вас потом долго и продуктивно думать. Ибо будет, о чём.

PS. А я, знаете ли, как-то автоматически представляю в роли Звезды одного конкретного артиста (который ничего плохого мне лично не сделал, но уж больно здорово встраивается в повествование). И вообще гармоничная картина вырисовывается!..


Фотографии с обоих показов у меня телефонные, но тем атмосфернее. Под фото — два видео со странного ракурса. А пусть будут.

19 января 2019 (Музей Бахрушина)

 

3 июля 2018 (Библиотека №36)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасаюсь от ботов, замучали просто. Впишите нужную цифру: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.