А пока у меня выдался небольшой перерыв в хождении по театрам, я развлекаюсь просмотром мюзиклов в цифровом виде. Так что самое время написать о моём любимом Jesus Christ Superstar, причём в версии Live Arena Tour 2012 года (угу, а если учесть, что поведать об этой постановке я всё собираюсь ещё с ноября 2013 года, то скорость моя просто поражает).
Так вот. Я нередко слышу и читаю мнения, сводящиеся к такой мысли: «Суперзвезда» — нафталин, ставить её смысла нет в принципе, и абсолютно неясно, зачем по всему миру с завидной регулярностью реанимируют сию древность. Конечно, лично я не могу согласиться со всеми этими тезисами, потому как именно Jesus Christ Superstar более 20 лет назад приоткрыл мне двери в мир Большого Мюзикла, а музыку Уэббера я могу слушать бесконечно, настолько она мне по душе (я сейчас не про творчество Уэббера вообще, а конкретно про «Суперзвезду»).
Но я — это я, и моя точка зрения, конечно, имеет место быть, но не может являться (как бы я этого ни хотела) истиной в последней инстанции. Тем не менее, одну мысль оспорить сложно: большинство постановок Jesus Christ Superstar, какую страну ни возьми, действительно попахивают, скажем так, винтажностью. Казалось бы: столь благодатный материал позволяет режиссёрам развернуться и творить без оглядки на время, пространство и предыдущие версии. Ан нет. Почти все почему-то стараются удержаться в рамках, заданных сорок с гаком лет назад. Вот да, не поставил свою «Суперзвезду» только ленивый (а я благодарю небеса за то, что не существует единственной «правильной» лицензионной постановки этой рок-оперы, и каждая труппа может заниматься «самоуправством»), но какого-то особого откровения зрители, как мне кажется, уже и не ждут…
И вдруг вот она — версия Live Arena Tour, просто в клочья разрывающая доводы о «несовременности» и неуместности «Суперзвезды» на сцене 21 века. На постере написано: «It’s big, it’s loud, it’s great entertainment». И это действительно так. Всё большое, громкое и впечатляющее. Не стоит забывать о том, что в качестве площадки для шоу был выбран лондонский стадион «O2 Арена», вмещающий более 20000 зрителей, так что ничего похожего на привычную театральную «Суперзвезду» и не должно было получиться.
Я, правда, представления не имею, как смотрелся такой Jesus Christ Superstar вживую. Вот сидишь ты на самых задворках стадионной трибуны, глядишь на сцену — и каковы твои ощущения?.. Есть ли чувство вовлечённости? Или тебе просто чудится, что ты на рок-концерте? Можешь ли толком рассмотреть актёров на сцене-лесенке (отличное решение, единственно правильное для стадиона) или тебя спасает только огромный экран, который сразу и декорация, использующаяся на 100%, и способ показать крупно в нужные моменты лица героев?
Собственно, для меня это и не важно, поскольку я оцениваю непосредственно видеоверсию, выпущенную на DVD и доступную на всех углах интернета. А она — прекрасна. Я бы даже сказала, это не просто съёмка рок-оперы, это — полноценный фильм, с тщательно выстроенными ракурсами и сверхпрофессиональным монтажом.
Современная атрибутика (костюмы, грим, отсылки к соцсетям, мобильники и планшеты в руках персонажей, настырные телерепортёры, ночной клуб в храме) исключительно гармонична и уместна. Что касается аранжировок, они (для кого-то — к счастью, для других — наоборот) предстают в привычном «классическом» звучании — кроме сцены в храме, где мы слышим танцевальный бит. А мне бы хотелось побольше «мяса» в звуке. Всё-таки, не 70-е годы на дворе… Но это так, мелкая придирка.
Ну, и, традиционно, меня не впечатляет сцена с Иродом. Да, это по старой доброй традиции самая яркая часть шоу — в версии Live Arena Ирод «ведёт» развлекательную телепередачу (не нов приём, да?), во время которой проходит СМС голосование, решающее, Lord ли Иисус или же Fraud (в смысле, Бог или нет). На мой взгляд, слишком легковесно вся эта феерия смотрится в обрамлении прочих моментов. А публика, смотревшая «Суперзвезду» на стадионе лично, в основном восторги высказывает.
Посетую ещё и на то, что в «Гефсимании» строку «God thy will is hard, but you hold every card» заменили на «God thy will be done, take your only son», чем сняли все вопросы на тему неоднозначной сущности мюзиклового Иисуса. Если раньше каждый мог сам для себя решать, сын он Божий или нет, то здесь нам говорят однозначно: сын. По крайней мере, он сам так себя позиционирует.
Но почему нет, имеют право. Только вот Кайафа в следующей же сцене вопрошает: «You say you’re the Son of God in all your handouts, well, is it true?» А Иисус ему: «That’s what you say, you say that I am». Да нет же, не только Кайафа такое смелое заявление делал, мы же только что слышали…
Впрочем, вся постановка в целом настолько мощна, что на всякие мелочи мне даже не хочется обращать внимания. А ведь я ещё не написала ни слова об актёрском ансамбле!.. Не буду останавливаться на каждом подробно, как делаю обычно, просто восторженно покачаю головой и кратенько перечислю своих любимцев.
Пит Галлахер (Кайафа) из тех артистов, которые восторгают меня с первой же секунды. Этот голос, эта мимика…
Мелани Чисхолм (она же некогда — Mel C из Spice Girls) при первом просмотре вызвала некоторое недоумение. Ну никак я не могла принять её вокальную манеру. А к актёрской составляющей я изначально никаких претензий не имела — своеобразная, но достоверная Магдалина. А вот сейчас я в очередной раз пересмотрела описываемую тут «Суперзвезду» и даже не смогла вспомнить, чем же меня раздражало пение Мелани. Наверное, привыкла я.
Бен Форстер (Иисус) получил свою роль в результате победы в общебританском конкурсе «Найди чудовище» Superstar и временами смущает меня каким-то то ли брезгливым, то ли брюзгливым выражением лица. Но в целом с ролью он справился неплохо (кстати, рекомендую оценить необычный подход постановщиков к «Гефсимании», которая здесь больше похожа не на молитву, а на диалог двух равнозначных сторон… пусть одна из них и молчалива). И вокально хорош — ну, потому победу в конкурсе и одержал, что петь умеет.
Напоследок с придыханием назову имя Тима Минчина (Иуда). На этого товарища я бы смотрела вечно. Англоязычные рецензенты даже не стесняются писать, что, де, Минчин был рождён, чтобы сыграть эту роль (вот я б на его месте обиделась, ибо творческая биография Тима и без того богата). Нет, я понимаю, что даже если ты играешь и поёшь чуть лучше тумбочки, то в «Суперзвезде», будучи Иудой, ты свой шквал аплодисментов отхватишь — такая уж это роль выгодная (вообще щас никого не имела в виду, а то знаю я вас…). Но Минчин действительно великолепен.
Резюмирую свой спич. Jesus Christ Superstar в версии Live Arena Tour однозначно стоит того, чтобы его посмотреть и оценить, как нужно правильно работать с «древним» материалом. Ну, это в том случае, если вас нельзя отнести к фанатам данной рок-оперы. А нам, которые таковыми являются, иметь это видео в своей коллекции просто необходимо. Оно крутое.
Да, да и еще раз да!))) Практически со всем согласна. Минчин шикарен. Мелани мне в целом понравилась, удачнее всего, мне кажется, у нее песня «Could We Start Again, Please?» получилась, душевно вышло. Никого любимее Иисуса с оригинального альбома у меня нет, но Бен Фостер тоже хорошо справился со своей ролью: эдакий самоуверенный лидер, редко спускающийся с небес на землю, вещь в себе, о которой даже самые близкие люди ничего толком не знают. Кайафа… просто восхитителен. И в целом постановка хороша, заигрывания с современностью не смотрятся пошло.
Кстати, насчет «мяса» — мне в этом плане больше всего аранжировки у нидерландского каста понравились. Там не постеснялись где-то сделать потяжелее, где-то ускорить ритм, где-то даже изменить порядок треков — та же «Could We Start Again, Please?» там поется во время, внезапно, ударов плетью: время останавливается, Мария дрожащим голосом исполняет всю песню и в конце впадает практически в истерику. А «Гефсимания» вообще ну очень нестандартно звучит, но все равно хорошо.
Да, голландцы круты, насколько я сейчас эту постановку припоминаю. Нужно освежить её в памяти.
в Супезвезду р вставь:)
Вот спасибо :)
Тим Минчин так прекрасен, что меня дико мимимишит! Просто идеальный Иуда, именно такой, какого я представляла по либретто! Интеллектуал, считает себя умнее всех и что Иисус должен срочно всё делать так, как Иуда считает правильным. И акцент в предательстве именно на разочарованность в учении Иисуса, а не на желание взять деньги и раздать бедным. А ещё он рыжий как Иуда в средневековых представлениях.
Пит Галлахер крутой Кайафа. Просто шикарный! Похож на моего научного руководителя О_О
Симон ещё понравился, воодушевленный революционер в футболке с портретом Че.
Постановка очень хорошая, продуманная, творческий оригинальный подход, отлично используются технические возможности. И герои себя адекватно ведут. Особенно заметен контраст с постановкой 2000 года, которую я смотрела до этой — чуть вообще в людях не разочаровалась :( А здесь прямо сердце радуется! Но я заметила, что это не съемка одного спектакля, а нарезка нескольких.
А ещё при переносе в современность слова Иуды «Почему ты выбрал такое далёкое время в такой странной стране? Если бы ты пришел сегодня, тебя бы услышал весь народ» получаются немного не в тему. Вот где надо слова не меняют, а где не надо — меняют.
У Иуды что смартфон?
Вот ведь наглая морковка — на Марию наезжает, что она зря деньги тратит, а сам не хочет продать смартфон, купить себе кнопочную нокию и раздать разницу нищим.
Прелестное наблюдение :)